Разъяснение. Все держать под контролем - вот то, чего больше всего хочет европеец

Все держать под контролем - вот то, чего больше всего хочет европеец. Он хочет быть хозяином в собственном доме и не любит никаких неожиданностей. Люди такого толка пытаются строить свою личную жизнь, подражая ученому-естествоиспытателю, наблюдающему всевоз­можные явления природы, создающему строгие теории и гипотезы. Все должно быть чисто, корректно, в полном порядке и идти по строгому расписанию. То, что на За­паде послужило прогрессу в промышленности, технике, медицине и др., то для иного партнерства может оказать­ся роковым. В своем стремлении к максимальной проч­ности отношений оба партнера прибегают к такому мето­ду, который в индустриальном обществе скорее всего гарантирует надежность, т.е. к научному подходу. Говоря это, я не имею в виду научную психологию, одна из целей которой - наблюдение и объяснение поведения человека с помощью научных методов. Я имею в виду скорее некритическое применение ее результатов обоими партнерами.

Первое заблуждение, с которым мы сталкиваемся, это представление о том, будто «теоретик» может вести себя в собственном партнерстве как ученый, как бесстрастный наблюдатель со стороны. Партнер этого не может. Более того, он полностью «завяз» в партнерских отношениях. Его судорожные попытки сохранить теоретическую дис­танцию оборачиваются для партнерства конкретным со­держанием: своими теоретическими измышлениями он пытается поставить себя вне партнерской динамики, сде­лать себя неуязвимым и приобрести власть над другим членом партнерства.

Второе заблуждение касается теории чувств. Когда рассуждают о ярости и гневе как о проявлении агрессии - это совсем не то же самое, что самому испытывать эти чувства. Невольно закрадывается подозрение, что резо­нерство на психологические темы, превращение повсе­дневной жизни в «науку» — это попытка создать некий «эрзац» жизни с ее непосредственным миром эмоций.

«Партнерство как наука» выполняет прежде всего важную защитную функцию. Человек защищает себя самого, используя теорию как щит, как оборонное за­граждение между собой и партнером. Он оберегает себя также от непредсказуемости собственных живых чувств, которые оскудевают под гнетом рационализации и вла­чат свое жалкое существование, превращаясь в депрес­сивные настроения, т.е. заменители подлинных чувств. К тому же теоретизирование создает видимость силы. Подобно тому, как в обществе, строго придерживающемся традиций, ссылаются на авторитет преданий и на дей­ствующий моральный кодекс, в сфере партнерских отно­шений ссылаются на создателей теорий. Одно только упоминание таких имен, как Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Юнг, Карл Роджерс, Виктор Франкл уже достаточно авторитетно. Теории берут на вооружение и оперируют такими отнюдь не бесспорными понятиями, как «комплекс неполноценности», «страх кастрации», «мужской протест», «нарциссическая личность», «исте­рия», «инфантильная зависимость» или «садистское сверх-Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: