Довольны ли Вы своей внешностью (своим телом)? Кто из Вас больше склонен принимать другого партнера таким, каков он есть? Хотели бы Вы иметь Вашего партнера только для себя? Чувствуете ли Вы себя хорошо, спокойно среди других людей или, наоборот, стесненно? Что побуждает Вас делать для других что-нибудь хорошее? Хорошо ли к Вам относились Ваши родители в детстве и в юности? Какое значение имеют для Вас телесные качества, своеобразие, здоровье и болезнь? Какие черты характера Вам особенно нравятся у Вашего партнера (точность, порядок, бережливость, верность и др.)?
Ответы на эти вопросы зависят от трех установок:
1. Отношение к прошлому.
Положительное отношение к собственному телу, к сексуальности, к изменившемуся социальному окружению, к другому полу зависит от того опыта, который человек приобрел в прошлом. Огромную роль в этом играет стиль воспитания. Трудности и конфликты, пережитые в детстве, затрудняют становление характера в юношеском возрасте и отрицательно сказываются на переработке его жизненных впечатлений.
2. Отношение к настоящему.
Переходный возраст - это ломка. Подросток уже больше не ребенок, но и не вполне взрослый. Он переживает стадию отделения (Я-отделения) и расставания с детскими привязанностями. Он становится самостоятельным, а это с необходимостью влечет за собой расставание с родителями. Слишком сильная привязанность родителей может, например, блокировать это отделение и самореализацию, в результате возникают конфликты.
Если развитие протекает естественно, то возникает цепочка процессов. Подросток может через отделение осуществлять становление своей личности. Эта самореализация является продолжением первого поведенческого измерения, а именно отношения к «Я». Развивается обостренное чувство самоценности, подросток становится более самостоятельным, а также более уверенным в принятии собственных решений. Однако развитие не ограничивается индивидуумом. Подросток стремится найти социальные контакты, он завязывает более или менее прочные партнерские отношения («Ты» - отношения).
По мере того как происходит самореализация подростка и нахождение «Ты», он старается при благоприятных условиях восстановить и стабилизировать прежние связи с семьей. Став самостоятельным, он знакомится с другими группами и находит новый путь к «Мы».
Здесь мы также видим, что формирование отношения подростка к «Мы» связано с впечатлениями детства, с тем, каким было это отношение к «Мы» у родителей, являвшихся примером для подражания. На этом фоне подросток уже может стабилизировать свое отношение к профессии и к другим людям («Мы» -стабилизация).
3. Отношение к будущему.
Будущее - это пока нечто неизвестное. Особенность человека в том, что он не только думает о прошлом и настоящем - он строит планы и на будущее, думает о том, чего пока еще нет. Он пытается представить себе свое будущее и организовать его. Можно сказать, что представление человека о том, как он хотел бы распорядиться своим будущим - это его план жизни. Планирование будущего не ограничивается только своим будущим. Каждый человек чувствует свою ответственность за других, а в более широком смысле - за все человечество. Можно говорить в этом смысле о чувстве справедливости, которое есть у каждого человека. Несправедливость ограниченных людей - это могут быть родители, братья и сестры, воспитатели, учителя, коллеги, моралисты - может оказать отрицательное воздействие на чувство справедливости, а тем самым и на доверие и на надежду. Как раз для подростков их первые впечатления о справедливости и несправедливости в мире играют решающую роль. Нарушения подросткового возраста в этом аспекте не бессмысленны. В них есть смысл, который мы еще должны научиться понимать. Нестабильность в мире создает, с одной стороны, страхи, агрессию, внутреннюю тревогу и чувство незащищенности. С другой стороны она, эта нестабильность, дает нам шанс проверить некоторые наши ставшие косными традиции и сделать их более человечными и соответствующими духу времени.