Как спрашивают о любви?

Довольны ли Вы своей внешностью (своим телом)? Кто из Вас больше склонен принимать другого партне­ра таким, каков он есть? Хотели бы Вы иметь Вашего партнера только для себя? Чувствуете ли Вы себя хо­рошо, спокойно среди других людей или, наоборот, стесненно? Что побуждает Вас делать для других что-нибудь хорошее? Хорошо ли к Вам относились Ваши родители в детстве и в юности? Какое значение имеют для Вас телесные качества, своеобразие, здоровье и болезнь? Какие черты характера Вам особенно нра­вятся у Вашего партнера (точность, порядок, береж­ливость, верность и др.)?

Ответы на эти вопросы зависят от трех установок:

1. Отношение к прошлому.

Положительное отноше­ние к собственному телу, к сексуальности, к изменив­шемуся социальному окружению, к другому полу за­висит от того опыта, который человек приобрел в про­шлом. Огромную роль в этом играет стиль воспита­ния. Трудности и конфликты, пережитые в детстве, затрудняют становление характера в юношеском воз­расте и отрицательно сказываются на переработке его жизненных впечатлений.

2. Отношение к настоящему.

Переходный возраст - это ломка. Подросток уже больше не ребенок, но и не вполне взрослый. Он переживает стадию отделения (Я-отделения) и расставания с детскими привязаннос­тями. Он становится самостоятельным, а это с необхо­димостью влечет за собой расставание с родителями. Слишком сильная привязанность родителей может, например, блокировать это отделение и самореализа­цию, в результате возникают конфликты.

Если развитие протекает естественно, то возникает цепочка процессов. Подросток может через отделение осуществлять становление своей личности. Эта само­реализация является продолжением первого поведен­ческого измерения, а именно отношения к «Я». Разви­вается обостренное чувство самоценности, подросток становится более самостоятельным, а также более уве­ренным в принятии собственных решений. Однако развитие не ограничивается индивидуумом. Подросток стремится найти социальные контакты, он завязывает более или менее прочные партнерские отношения («Ты» - отношения).

По мере того как происходит самореализация под­ростка и нахождение «Ты», он старается при благопри­ятных условиях восстановить и стабилизировать преж­ние связи с семьей. Став самостоятельным, он знакомит­ся с другими группами и находит новый путь к «Мы».

Здесь мы также видим, что формирование отношения подростка к «Мы» связано с впечатлениями детства, с тем, каким было это отношение к «Мы» у родителей, являвшихся примером для подражания. На этом фоне подросток уже может стабилизировать свое отношение к профессии и к другим людям («Мы» -стабилизация).

3. Отношение к будущему.

Будущее - это пока нечто неизвестное. Особенность человека в том, что он не только думает о прошлом и настоящем - он строит пла­ны и на будущее, думает о том, чего пока еще нет. Он пытается представить себе свое будущее и организовать его. Можно сказать, что представление человека о том, как он хотел бы распорядиться своим будущим - это его план жизни. Планирование будущего не ограничивается только своим будущим. Каждый человек чувствует свою ответственность за других, а в более широком смысле - за все человечество. Можно гово­рить в этом смысле о чувстве справедливости, которое есть у каждого человека. Несправедливость ограни­ченных людей - это могут быть родители, братья и сестры, воспитатели, учителя, коллеги, моралисты - может оказать отрицательное воздействие на чувство справедливости, а тем самым и на доверие и на надежду. Как раз для подростков их первые впечатления о справедливости и несправедливости в мире играют ре­шающую роль. Нарушения подросткового возраста в этом аспекте не бессмысленны. В них есть смысл, ко­торый мы еще должны научиться понимать. Неста­бильность в мире создает, с одной стороны, страхи, агрессию, внутреннюю тревогу и чувство незащищен­ности. С другой стороны она, эта нестабильность, дает нам шанс проверить некоторые наши ставшие косны­ми традиции и сделать их более человечными и соот­ветствующими духу времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: