1. Понятие и организация нотариата в Российской Федерации. Нотариус в Российской Федерации: учреждение и ликвидация должности, порядок назначения на должность, полномочия.
2. Правовые основы совершения нотариальных действий. Иные должностные лица, осуществляющие нотариальные действия.
Список рекомендуемой литературы по теме
Нормативные правовые акты:
Закон Воронежской области от 12.06.1997 № 6-II-ОЗ (ред. от 12.03.2008) "О нотариате" // Коммуна. 1997. 1 июл.; СЗ Воронежской области. 2008. № 3. Ст. 63. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;
Основная:*
Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов. Изд. 9-е. - М.: Зерцало, 2010. – 496с. С.435
Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией В.В. Ершова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2010.- 464с.,С.382 – 401.
Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ П68 (под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина). - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЭКСМО: Российская академия правосудия, 2010.- 432 с. (Российское юридическое образование) С.363 – 381.
|
|
Дополнительная литература:
Коннов И.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие / И.А. Коннов, С. П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. – 162 с.
Правоохранительные органы России: Учебник / [Божьев В.П. и др.]; под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 333 с.
Правоохранительные органы Российской Федерации: Курс лекций / [кол. авт.: Бургер Б.М. и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 261 с.
Прозоров С. А. Судоустройство: Судебная власть, адвокатура, нотариат, прокуратура / С.А. Прозорова. - М.: Экзамен, 2001. - 480 с.
Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России. - М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - 256 с.
Тема 8.2. Адвокатура
3. Адвокатура: понятие, задачи и принципы организации. Юридическая помощь и защита.
4. Организация адвокатуры. Адвокатский кабинет. Коллегии адвокатов, порядок их организации. Права и обязанности адвокатов.
Список рекомендуемой литературы по теме
Нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;
Положение об адвокатуре РСФСР: Утв. Постановлением Верховного
Совета РСФСР 1980 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1980. - № 48. - Ст. 1596. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;
Основная:*
Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов. Изд. 9-е. - М.: Зерцало, 2010. – 496с. C.412-433.
|
|
Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией В.В. Ершова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2010.- 464с., С.382 – 401.
Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ П68 (под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина). - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЭКСМО: Российская академия правосудия, 2010.- 432 с. (Российское юридическое образование) С.381. – 402.
Дополнительная литература:
Безлепкин Б. Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России / Б.Т. Безлепкин; Ин-т государства и права РАН; Акад. правовой ун-т. - М.:Юристъ, 2001.-349 с.
Ильичёв В.А. Адвокатура: Учеб.-метод. материалы. - М.: МИЭМП, 2005. - 25 с.
Коннов И.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие / И.А. Коннов, С. П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. – 162 с.
Правоохранительные органы России: Учебник / [Божьев В.П. и др.]; под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 333 с.
Правоохранительные органы Российской Федерации: Курс лекций / [кол. авт.: Бургер Б.М. и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 261 с.
Прозоров С. А. Судоустройство: Судебная власть, адвокатура, нотариат, прокуратура / С.А. Прозорова. - М.: Экзамен, 2001. - 480 с.
Смирнова Е. М. Адвокатура: учебное пособие / Е.М. Смирнова. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 267с.*
Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура: учебник для студентов вузов / М.Б. Смоленский. -2-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2003.-256 с.
Тема 8.3. Частная детективная и охранная деятельность
1. Определение частной детективной и охранной деятельности.
2. Требования предъявляемые к лицу, претендующему на статус частного детектива и частного охранника.
3. Порядок выдачи лицензии на частную детективную и охранную деятельность.
Список рекомендуемой литературы по теме
Нормативные правовые акты:
Закон РФ от 11 марта 1992 ”0 частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”: // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 17. - Ст.888. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;
Основная:*
Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией В.В. Ершова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2010.- 464с., С.401 – 413.
Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ П68 (под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина). - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЭКСМО: Российская академия правосудия, 2010.- 432 с. (Российское юридическое образование) С.402 -417.
Дополнительная литература:
Коннов И.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие / И.А. Коннов, С. П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. – 162 с.
Правоохранительные органы России: Учебник / [Божьев В.П. и др.]; под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 333 с.
Правоохранительные органы Российской Федерации: Курс лекций / [кол. авт.: Бургер Б.М. и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 261 с.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации
самостоятельной работы студентов
Дисциплина «Правоохранительные органы» структурно состоит из 8 разделов, которые изучаются на протяжении одного семестра. Изучение курса завершается сдачей экзамена. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные вопросы тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам. В процессе обучения предусматривается изучение нормативных и литературных источников по вопросам правоохранительной деятельности государства, судебной власти и системы, структуры судебных органов и правоохранительных органов исполнительной власти, принципам и правовым основам правоохранительной деятельности.
|
|
Учебный курс предусматривает углубленное изучение правового статуса судей, органов судейского сообщества. Определяющее место при изучении дисциплины отводится функционированию судебной системы, ее структуре, содержанию и особенностям реализации судебной власти.
На занятиях важно уяснить сущность изучаемых правовых институтов, их структуру и порядок функционирования. При изучении учебного материала особое внимание следует уделять основным методологическим и наиболее сложным проблемным вопросам правоохранительной деятельности.
На семинарские занятия выносятся вопросы, требующие углубленного осмысления основных понятий изучаемых институтов права, глубокого изучения действующего законодательства, применения полученных знаний в практической деятельности. Подготовка студентов к семинарским занятиям предполагает их ознакомление с предлагаемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучение процессуальных актов, дополнительной периодической литературы, научных статей, правовых актов высших органов государственной власти и ряда других источников. Целью семинарских занятий является, помимо углубленного изучения тем, развитие навыков публичных выступлений и способности в дискуссии отстаивать свою позицию. На семинарских занятиях практикуется обсуждение докладов и рефератов слушателей по наиболее актуальным проблемам. В целях укрепления связи учебного процесса с практикой студентам предлагаются задачи из практической деятельности правоохранительных органов. Подобные задания развивают у обучаемых навыки самостоятельности мышления, умение правильно применять и толковать нормы законодательства.
Проведение семинарских занятий преследует цель закрепления и углубления теоретических знаний, получаемых на лекциях и в ходе самостоятельной работы по изучению материала дисциплины, научить правильно ориентироваться в законодательных нормативных актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, уметь быстро находить соответствующий компетенции того или иного органа нормативный документ. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен изучить нормативные правовые акты, рекомендованную учебную литературу, подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. В ходе изучения дисциплины предлагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах, в результате развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения.
|
|
Закрепление знаний по пройденному материалу осуществляется самостоятельно с помощью дополнительного изучения научной и периодической литературы, нормативно-правовых и процессуальных актов, судебной практики, в процессе прохождения практики. По всем темам курса предусмотрено самостоятельное изучение материала. В ходе самостоятельной работы по изучаемой теме студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, дополнить конспекты лекций. Дискуссионные вопросы рассматриваются на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.
Формами контроля за самостоятельной работой студентов являются: ответы на семинарских занятиях путем устного опроса студента, подготовка рефератов, тестирование по пройденным темам, проведение индивидуальных собеседований и консультаций, участие в студенческих конференциях. Для закрепления пройденного материала студенты, на основе полученных знаний, по заданию преподавателя готовят контрольные задания.
Контрольные задания
Выполнение контрольного задания является необходимым компонентом профессиональной подготовки бакалавра в рамках освоения курса «Правоохранительные органы». Основная его задача состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем этого курса развить навыки самостоятельной работы с научными текстами и законодательством, а также выработка навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами.
Контрольное задание – это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов выбранной проблематики. Контрольное задание – краткая научная работа, в которой раскрывается один узкий проблемный вопрос.
Контрольное задание выражает индивидуальные соображения автора по конкретному вопросу и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
В тексте контрольного задания автор должен продемонстрировать достаточный высокий уровень культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретного вопроса в контексте ее нормативного понимания и интерпретации. Студент должен показать умение работать с нормативно-правовыми актами
В нем должны быть отражены:
- уровень теоретического мышления бакалавра, его умение применять свои знания в конкретной работе,
- степень владения специальной литературой,
- способность анализировать законодательство и практику его применения,
- умение решать конкретные вопросы, возникающие в науке и практике,
- способность формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее,
- способность вносить предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения.
В контрольном задании должно быть показано знание специальной литературы; умение анализировать текущее законодательство и правоприменительную практику, способность обобщать материалы практики судебной и иной правоохранительной деятельности.
Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом.
Основная структура, содержание, оформление и представление контрольного задания.
Работа состоит из ряда разделов, связанных между собой логически и стилистически.
Контрольное задание начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится.
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается суть и дается обоснование актуальности выбранной темы (проблемы), ее место в системе юриспруденции, степень разработанности проблемы, указывается цель и задачи работы.
Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основных вопросов.
В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (теоретических точек зрения, моделей, концепций), документальных и нормативных источников, материалов практики и статистики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы, а также результатов эмпирических исследований.
В качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения контрольной работы – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения темы.
В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах контрольной работы, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.
В заключении указываются обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.
В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы (2-3 страницы). Здесь формулируются главные итоги исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами контрольной работы, излагаются обобщенные выводы или практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, регионального уровня или уровня конкретной организации.
После заключения указывается список использованной литературы и нормативно-правовых актов.
Качество любой работы зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в контрольной работе проблемами).
Изложение материала должно быть ясным, логически последовательным; формулировки краткими и точными; предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения – обоснованными и конкретными.
Контрольное задание выполняется в следующей последовательности:
1) выбор темы;
2) составление плана;
3) изложение материала;
4) редактирование материала;
5) составление библиографии;
6) оформление работы;
7) передача ее на проверку в электронном виде на сайт yp@cfrap.ru
Подготовка и написание контроль работы осуществляется в рамках самостоятельной работы студента.
В УМК предложена тематика контрольных заданий по вариантам, отражающая наиболее актуальные вопросы изучаемых тем программы курса «Правоохранительные органы».
Контрольное задание должна соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям:
1. Объем должен составлять 15-20 страниц печатного текста (формат А–4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт.; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; отступ 0,7 см).
2. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.
3. Контрольное задание должна включать план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
4. В списке использованной литературы указываются законодательные и нормативные правовые акты, оригинальные тексты, монографические исследования, статьи периодической литературы, учебные пособия и др. научные материалы, включая электронные носители.
5. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.
В ходе проверки контрольной работы проводится анализ еe содержания и оформления, результаты которого работа оценивается по следующим параметрам:
«Зачтено» – контрольное задание соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, отличается научной новизной. Контрольная работа написана с использованием большого количества нормативных актов на основе рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы. На высоком уровне выполнено оформление работы.
Работа может быть направлена на доработку, если тема контрольной работы раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники литературы либо нормативно-правовые акты; в тексте отсутствуют ссылки на нормативные акты, не выражена авторская позиция по исследуемой теме; отсутствуют выводы, материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа норм права. Имеются недостатки и погрешности по оформлению.
«Незачтено» – тема контрольного задания не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативные источники, текстуальное совпадение текста контрольного задания с каким-либо источником, то есть – плагиат. Имеются недостатки и существенные погрешности по оформлению работы.
Контрольное задание готовится по одному из 12-ти предложенных вариантов. Варианты работ распределяются в соответствии с первой буквой фамилии студента (или преподавателем на консультации)
Он может получить необходимые консультации и разъяснения у преподавателя кафедры, читающего лекционный курс или обеспечивающего проведение практических занятий. В каждом варианте студенту предлагается изучить теоретический вопрос и сделать анализ системы нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения в области реализации правоохранительной деятельности государства, сделать подборку и изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения, указанных в 3 вопросе каждого варианта правоотношений. Подготовка теоретического вопроса осуществляется по предложенным ниже вопросам, соответствующим программе учебного курса.
Изучение и анализ нормативно-правовых актов проводится по следующей схеме: название, номер, дата принятия, структура, основные положения, характеризующие содержание нормативно-правовых актов, выводы об их значении для практики правоохранительной деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, при необходимости предложения по совершенствованию.
В третьем вопросе указывается точное название, дата, номер нормативно-правовых актов, а также источник первой публикации по существующим правилам описания нормативно-правового акта. Например: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2009. № 45. Ст. 5262.
Варианты контрольных заданий:
Вариант 1.
1. Правоохранительная функция государства. Судебная власть. Система правоохранительных органов Российской Федерации
Вопросы темы:
1. Правоохранительная функция государства
2. Правоохранительные органы в системе органов государства
3. Судебная власть
4. Судебная система РФ
Контрольное задание по данной теме должно иметь следующее содержание:
Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах, их общая характеристика и классификация.
Роль и место правоохранительных органов в системе органов государства. Понятие, виды и система правоохранительных органов Российской Федерации. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами власти и управления.
Разделения властей в правовом государстве. Судебная власть: понятие и основные признаки. Взаимодействие с законодательной и исполнительной властями. Общая характеристика полномочий судебной власти.
Понятие судебной системы РФ, ее структура. Система федеральных судов и судов субъектов РФ.
Понятие звена судебной системы и подсудности. Основные суды, суды среднего звена и высшие суды. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды второй (кассационной и апелляционной) инстанции. Судебные инстанции, проверяющие приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу, в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами. Вышестоящие и высшие судебные инстанции. Понятие и виды составов суда.
2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области судопроизводства федеральных судов общей юрисдикции
3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Вариант 2.