Тема 8.1. Нотариат

1. Понятие и организация нотариата в Российской Федерации. Нотариус в Российской Федерации: учреждение и ликвидация должности, порядок назначения на должность, полномочия.

2. Правовые основы совершения нотариальных действий. Иные должностные лица, осуществляющие нотариальные действия.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты:

Закон Воронежской области от 12.06.1997 № 6-II-ОЗ (ред. от 12.03.2008) "О нотариате" // Коммуна. 1997. 1 июл.; СЗ Воронежской области. 2008. № 3. Ст. 63. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;

Основная:*

Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов. Изд. 9-е. - М.: Зерцало, 2010. – 496с. С.435

Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией В.В. Ершова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2010.- 464с.,С.382 – 401.

Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ П68 (под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина). - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЭКСМО: Российская академия правосудия, 2010.- 432 с. (Российское юридическое образование) С.363 – 381.

Дополнительная литература:

Коннов И.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие / И.А. Коннов, С. П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. – 162 с.

Правоохранительные органы России: Учебник / [Божьев В.П. и др.]; под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 333 с.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Курс лекций / [кол. авт.: Бургер Б.М. и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 261 с.

Прозоров С. А. Судоустройство: Судебная власть, адвокатура, нотариат, прокуратура / С.А. Прозорова. - М.: Экзамен, 2001. - 480 с.

Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России. - М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - 256 с.

Тема 8.2. Адвокатура

3. Адвокатура: понятие, задачи и принципы организации. Юридическая помощь и защита.

4. Организация адвокатуры. Адвокатский кабинет. Коллегии адвокатов, порядок их организации. Права и обязанности адвокатов.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;

Положение об адвокатуре РСФСР: Утв. Постановлением Верховного
Совета РСФСР 1980 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1980. - № 48. - Ст. 1596. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;

Основная:*

Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов. Изд. 9-е. - М.: Зерцало, 2010. – 496с. C.412-433.

Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией В.В. Ершова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2010.- 464с., С.382 – 401.

Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ П68 (под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина). - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЭКСМО: Российская академия правосудия, 2010.- 432 с. (Российское юридическое образование) С.381. – 402.

Дополнительная литература:

Безлепкин Б. Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России / Б.Т. Безлепкин; Ин-т государства и права РАН; Акад. правовой ун-т. - М.:Юристъ, 2001.-349 с.

Ильичёв В.А. Адвокатура: Учеб.-метод. материалы. - М.: МИЭМП, 2005. - 25 с.

Коннов И.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие / И.А. Коннов, С. П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. – 162 с.

Правоохранительные органы России: Учебник / [Божьев В.П. и др.]; под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 333 с.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Курс лекций / [кол. авт.: Бургер Б.М. и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 261 с.

Прозоров С. А. Судоустройство: Судебная власть, адвокатура, нотариат, прокуратура / С.А. Прозорова. - М.: Экзамен, 2001. - 480 с.

Смирнова Е. М. Адвокатура: учебное пособие / Е.М. Смирнова. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 267с.*

Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура: учебник для студентов вузов / М.Б. Смоленский. -2-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2003.-256 с.

Тема 8.3. Частная детективная и охранная деятельность

1. Определение частной детективной и охранной деятельности.

2. Требования предъявляемые к лицу, претендующему на статус частного детектива и частного охранника.

3. Порядок выдачи лицензии на частную детективную и охранную деятельность.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты:

Закон РФ от 11 марта 1992 ”0 частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”: // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 17. - Ст.888. // Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;

Основная:*

Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией В.В. Ершова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2010.- 464с., С.401 – 413.

Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ П68 (под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина). - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЭКСМО: Российская академия правосудия, 2010.- 432 с. (Российское юридическое образование) С.402 -417.

Дополнительная литература:

Коннов И.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие / И.А. Коннов, С. П. Петров. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. – 162 с.

Правоохранительные органы России: Учебник / [Божьев В.П. и др.]; под ред. В.П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 333 с.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Курс лекций / [кол. авт.: Бургер Б.М. и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 261 с.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации
самостоятельной работы студентов

Дисциплина «Правоохранительные органы» структурно состоит из 8 разделов, которые изучаются на протяжении одного семестра. Изучение курса завершается сдачей экзамена. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные вопросы тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам. В процессе обучения предусматривается изучение нормативных и литературных источников по вопросам правоохранительной деятельности государства, судебной власти и системы, структуры судебных органов и правоохранительных органов исполнительной власти, принципам и правовым основам правоохранительной деятельности.

Учебный курс предусматривает углубленное изучение правового статуса судей, органов судейского сообщества. Определяющее место при изучении дисциплины отводится функционированию судебной системы, ее структуре, содержанию и особенностям реализации судебной власти.

На занятиях важно уяснить сущность изучаемых правовых институтов, их структуру и порядок функционирования. При изучении учебного материала особое внимание следует уделять основным методологическим и наиболее сложным проблемным вопросам правоохранительной деятельности.

На семинарские занятия выносятся вопросы, требующие углубленного осмысления основных понятий изучаемых институтов права, глубокого изучения действующего законодательства, применения полученных знаний в практической деятельности. Подготовка студентов к семинарским занятиям предполагает их ознакомление с предлагаемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучение процессуальных актов, дополнительной периодической литературы, научных статей, правовых актов высших органов государственной власти и ряда других источников. Целью семинарских занятий является, помимо углубленного изучения тем, развитие навыков публичных выступлений и способности в дискуссии отстаивать свою позицию. На семинарских занятиях практикуется обсуждение докладов и рефератов слушателей по наиболее актуальным проблемам. В целях укрепления связи учебного процесса с практикой студентам предлагаются задачи из практической деятельности правоохранительных органов. Подобные задания развивают у обучаемых навыки самостоятельности мышления, умение правильно применять и толковать нормы законодательства.

Проведение семинарских занятий преследует цель закрепления и углубления теоретических знаний, получаемых на лекциях и в ходе самостоятельной работы по изучению материала дисциплины, научить правильно ориентироваться в законодательных нормативных актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, уметь быстро находить соответствующий компетенции того или иного органа нормативный документ. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен изучить нормативные правовые акты, рекомендованную учебную литературу, подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. В ходе изучения дисциплины предлагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах, в результате развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения.

Закрепление знаний по пройденному материалу осуществляется самостоятельно с помощью дополнительного изучения научной и периодической литературы, нормативно-правовых и процессуальных актов, судебной практики, в процессе прохождения практики. По всем темам курса предусмотрено самостоятельное изучение материала. В ходе самостоятельной работы по изучаемой теме студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, дополнить конспекты лекций. Дискуссионные вопросы рассматриваются на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.

Формами контроля за самостоятельной работой студентов являются: ответы на семинарских занятиях путем устного опроса студента, подготовка рефератов, тестирование по пройденным темам, проведение индивидуальных собеседований и консультаций, участие в студенческих конференциях. Для закрепления пройденного материала студенты, на основе полученных знаний, по заданию преподавателя готовят контрольные задания.

Контрольные задания

Выполнение контрольного задания является необходимым компонентом профессиональной подготовки бакалавра в рамках освоения курса «Правоохранительные органы». Основная его задача состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем этого курса развить навыки самостоятельной работы с научными текстами и законодательством, а также выработка навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами.

Контрольное задание – это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов выбранной проблематики. Контрольное задание – краткая научная работа, в которой раскрывается один узкий проблемный вопрос.

Контрольное задание выражает индивидуальные соображения автора по конкретному вопросу и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

В тексте контрольного задания автор должен продемонстрировать достаточный высокий уровень культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретного вопроса в контексте ее нормативного понимания и интерпретации. Студент должен показать умение работать с нормативно-правовыми актами

В нем должны быть отражены:

- уровень теоретического мышления бакалавра, его умение применять свои знания в конкретной работе,

- степень владения специальной литературой,

- способность анализировать законодательство и практику его применения,

- умение решать конкретные вопросы, возникающие в науке и практике,

- способность формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее,

- способность вносить предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения.

В контрольном задании должно быть показано знание специальной литературы; умение анализировать текущее законодательство и правоприменительную практику, способность обобщать материалы практики судебной и иной правоохранительной деятельности.

Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом.

Основная структура, содержание, оформление и представление контрольного задания.

Работа состоит из ряда разделов, связанных между собой логически и стилистически.

Контрольное задание начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится.

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается суть и дается обоснование актуальности выбранной темы (проблемы), ее место в системе юриспруденции, степень разработанности проблемы, указывается цель и задачи работы.

Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основных вопросов.

В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (теоретических точек зрения, моделей, концепций), документальных и нормативных источников, материалов практики и статистики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы, а также результатов эмпирических исследований.

В качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения контрольной работы – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения темы.

В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах контрольной работы, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.

В заключении указываются обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы (2-3 страницы). Здесь формулируются главные итоги исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами контрольной работы, излагаются обобщенные выводы или практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, регионального уровня или уровня конкретной организации.

После заключения указывается список использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Качество любой работы зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в контрольной работе проблемами).

Изложение материала должно быть ясным, логически последовательным; формулировки краткими и точными; предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения – обоснованными и конкретными.

Контрольное задание выполняется в следующей последовательности:

1) выбор темы;

2) составление плана;

3) изложение материала;

4) редактирование материала;

5) составление библиографии;

6) оформление работы;

7) передача ее на проверку в электронном виде на сайт yp@cfrap.ru

Подготовка и написание контроль работы осуществляется в рамках самостоятельной работы студента.

В УМК предложена тематика контрольных заданий по вариантам, отражающая наиболее актуальные вопросы изучаемых тем программы курса «Правоохранительные органы».

Контрольное задание должна соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям:

1. Объем должен составлять 15-20 страниц печатного текста (формат А–4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт.; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; отступ 0,7 см).

2. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.

3. Контрольное задание должна включать план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

4. В списке использованной литературы указываются законодательные и нормативные правовые акты, оригинальные тексты, монографические исследования, статьи периодической литературы, учебные пособия и др. научные материалы, включая электронные носители.

5. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.

В ходе проверки контрольной работы проводится анализ еe содержания и оформления, результаты которого работа оценивается по следующим параметрам:

«Зачтено» – контрольное задание соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, отличается научной новизной. Контрольная работа написана с использованием большого количества нормативных актов на основе рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы. На высоком уровне выполнено оформление работы.

Работа может быть направлена на доработку, если тема контрольной работы раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники литературы либо нормативно-правовые акты; в тексте отсутствуют ссылки на нормативные акты, не выражена авторская позиция по исследуемой теме; отсутствуют выводы, материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа норм права. Имеются недостатки и погрешности по оформлению.

«Незачтено» – тема контрольного задания не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативные источники, текстуальное совпадение текста контрольного задания с каким-либо источником, то есть – плагиат. Имеются недостатки и существенные погрешности по оформлению работы.

Контрольное задание готовится по одному из 12-ти предложенных вариантов. Варианты работ распределяются в соответствии с первой буквой фамилии студента (или преподавателем на консультации)

Он может получить необходимые консультации и разъяснения у преподавателя кафедры, читающего лекционный курс или обеспечивающего проведение практических занятий. В каждом варианте студенту предлагается изучить теоретический вопрос и сделать анализ системы нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения в области реализации правоохранительной деятельности государства, сделать подборку и изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения, указанных в 3 вопросе каждого варианта правоотношений. Подготовка теоретического вопроса осуществляется по предложенным ниже вопросам, соответствующим программе учебного курса.

Изучение и анализ нормативно-правовых актов проводится по следующей схеме: название, номер, дата принятия, структура, основные положения, характеризующие содержание нормативно-правовых актов, выводы об их значении для практики правоохранительной деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, при необходимости предложения по совершенствованию.

В третьем вопросе указывается точное название, дата, номер нормативно-правовых актов, а также источник первой публикации по существующим правилам описания нормативно-правового акта. Например: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2009. № 45. Ст. 5262.

Варианты контрольных заданий:

Вариант 1.

1. Правоохранительная функция государства. Судебная власть. Система правоохранительных органов Российской Федерации

Вопросы темы:

1. Правоохранительная функция государства

2. Правоохранительные органы в системе органов государства

3. Судебная власть

4. Судебная система РФ

Контрольное задание по данной теме должно иметь следующее содержание:

Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах, их общая характеристика и классификация.

Роль и место правоохранительных органов в системе органов государства. Понятие, виды и система правоохранительных органов Российской Федерации. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами власти и управления.

Разделения властей в правовом государстве. Судебная власть: понятие и основные признаки. Взаимодействие с законодательной и исполнительной властями. Общая характеристика полномочий судебной власти.

Понятие судебной системы РФ, ее структура. Система федеральных судов и судов субъектов РФ.

Понятие звена судебной системы и подсудности. Основные суды, суды среднего звена и высшие суды. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды второй (кассационной и апелляционной) инстанции. Судебные инстанции, проверяющие приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу, в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами. Вышестоящие и высшие судебные инстанции. Понятие и виды составов суда.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области судопроизводства федеральных судов общей юрисдикции

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Вариант 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: