Тема 6. Арбитражные суды

Форма занятия – «творческие задания».

Цель введения активных/интерактивных – развитие теоретического и практического мышления в профессиональной среде.

Цель занятия – определить место и систему арбитражных судов в РФ, изучить структуру и полномочия аппарата арбитражного суда субъекта РФ.

Форма /технология проведения занятия – работа в группах «Творческие задания». Преподаватель дает задание: составить структуру аппарата арбитражного суда субъекта РФ, указать функции должностных лиц и структурных подразделений.

Студенты работают в малых группах. Студенты делятся на две группы. На данное задание дается 20 минут. Каждый из участников групп поочередно рисует на доске структуру и указывает функции. После того как вся структура аппарата суда составлена преподаватель проводит обсуждение каждого ответа.

Форма представления студентами конечного результата – у каждого их студентов должна быть законспектирована структура аппарата.

Дидактическое /техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Структура аппарата арбитражного суда субъекта Федерации».

Конституция Российской Федерации, ст. ст. 118, 127, 128.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. ст. 3 – 4.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1 – ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. По состоянию на 01.10. 2008.

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями. Учебное пособие. – М.: Эксмо. 2008. С. 61 – 77.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. – М.: Эксмо. 2009.*

Правоохранительные органы. Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. – М.: ИТК «Дашков и К.» 2006. *

Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. – М., 2006.

Структура арбитражных судов РФ: исторический обзор // Официальный сайт ВАС РФ: www.arbitr.ru.

Тема 8. Прокуратура Российской Федерации

Форма занятия – применение активных методов обучения на основе опыта.

Цель введения активных/интерактивных форм – приобретение коммуникативных умений, исследовательских умений, развитие способности самостоятельно формулировать цели, ставить учебные задачи.

Цель занятия – изучить направления (функции) деятельности прокуратуры Российской Федерации, принципы организации и деятельности.

Определить органы, входящие в систему прокуратуры Российской Федерации, структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Изучить структуру и состав прокуратуры субъекта Российской Федерации, а также систему органов военной прокуратуры.

Форма /технология проведения занятия - аналитическая технология. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом ответы, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных ответов формулируется правильный ответ на вопрос.

Преподаватель ставит перед аудиторией определенные задачи:

1. Определить направления (функции) деятельности прокуратуры Российской Федерации, принципы организации и деятельности.

2. Перечислить органы, входящие в систему прокуратуры Российской Федерации, структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Схематично нарисовать структуру и состав прокуратуры субъекта Российской Федерации, а также систему органов военной прокуратуры.

Работа в малых группах. Студенты делятся на две группы. На данное задание отводится 20 минут. Затем каждая из групп поочередно называет свой вариант ответа, затем с помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Форма представления студентами конечного результата: заключение.

Дидактическое оснащение:

Конституция Российской Федерации, ст.129. *

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ (с изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. ст. 4472.

Положение о военной прокуратуре (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г.) // Ведомости ВС СССР. 1981. № 32.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 8 июня.

Указ Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников РФ» // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1577.

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. С. 109 – 130.

Костенко Н.И. Прокурорский надзор: Курс лекций. – М., 2007.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. – М.: Эксмо. 2009.*

Правоохранительные органы. Учебник/ Под ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. – М.: ИТК. «Дашков и К». 2006.*

Тема 9. Министерство юстиции РФ и система его органов. Адвокатура в Российской Федерации. Нотариат в Российской Федерации

Форма занятия – «дискуссия».

Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия изучить структуру, основные задачи и функции Министерства юстиции РФ;

Знать понятие и систему органов адвокатуры РФ;

Изучить понятие, систему органов нотариата, а также правовой статус нотариуса.

Форма /технология проведения занятия – дискуссия.

Студентам дается задание:

1. Перечислить основные задачи и функции Министерства юстиции РФ;

2. Дать понятие адвокатуры и перечислить основные функции.

3. Определить понятие, систему органов нотариата, а также правовой статус нотариуса.

Студенты работают самостоятельно. Студенты поочередно отвечают на поставленные вопросы, после чего возможны замечания и дополнения других участников дискуссии.

Форма представления студентами конечного результата: студенты в своих конспектах записывают правильные ответы.

Дидактическое /техническое оснащение:

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской федерации (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 23. Си. 2102.

Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. // Вестник адвокатской палаты г. Москвы. 2005. № 4-5.

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. С. 109 – 130.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. – М.: Эксмо. 2009.*

Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Зерцало-М. 2007. *

Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. – М.: Юристъ. 2007. С. 390 – 437.*

Методические рекомендации по изучению

дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Тема 1. Предмет, система, основные понятия и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы». Данная дисциплина изучает систему правоохранительных органов, особенности их функционирования и взаимодействия с другими государственными организациями и негосударственными образованиями, имеет большое значение для становления профессионального юриста и служит основой изучения ряда смежных правовых и социальных дисциплин.

При изучении данной темы необходимо иметь четкое представление о предмете и системе дисциплины «Правоохранительные органы». Необходимо ознакомиться с системой правоохранительных органов, а также основными направлениями и видами деятельности.

Итак, правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

При изучении вопроса о правовых источниках, необходимо иметь в виду, что деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органах исполнительной власти основывается на правовых актах, которые регламентируют их структуру, полномочия, принципы и порядок их деятельности. Следует обратить внимание, что количество этих нормативно-правовых актов достаточно велико и разнообразно по содержание и юридической силе. К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся и Конституция РФ, и законы, и нормативные акты компетентных государственных органов, и положения международно-правовых актов.

Тема 2. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации. В результате изучения темы необходимо усвоить основные понятия судебной власти, судебного звена и судебной инстанции; также научиться четко разделять полномочия судов различных инстанций, компетенцию судов. Кроме того, необходимо усвоить какое место занимает судебная власть в государственном устройстве России и в чем ее отличие от других ветвей власти.

При подготовке к данной теме необходимо усвоить понятие правосудия и его отличительные признаки. Правосудие – это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Каждая из ветвей власти занимает в системе государственной власти свое особое место. Так, судебная власть является самостоятельной и независимой сферой публичной власти. Отделение судебной власти от других ветвей власти является необходимым условием ее самостоятельности.

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

3. Исключительность судебной власти. Означает, что никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе осуществлять правосудие.

4. Единство судебной власти

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

7. Процессуальный порядок деятельности. Это процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Тема 3. Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. При изучении данной темы необходимо усвоить сущность конституционного контроля в РФ, порядок образования и состав Конституционного Суда РФ. Определить особенности порядка рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ, требования, предъявляемые к судье и его полномочия. Также необходимо знать какие виды решений принимаются Конституционном Судом, в чем их отличия.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.

Переходя к вопросу о правовом статусе судей Конституционного Суда, стоит отметить, что Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение КС, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.

Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Рассматривая вопрос о полномочиях КС РФ стоит отметить:

Согласно ст. 125 Конституции РФ КС полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел.

1. О соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров России.

2. По спорам о компетенции:

– между федеральными органами исполнительной власти;

– между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов;

– между высшими государственными органами власти субъектов РФ.

3. О конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

4. Толкование Конституции дается КС по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.

5. О даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Тема 4. Суды общей юрисдикции субъектов РФ: мировые судьи. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Они рассматривают в пределах своей компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях, но при этом производство по таким категориям дел может устанавливаться и законами самих субъектов РФ.

Стоит отметить, что мировые судьи при осуществлении правосудия выступают в качестве суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, а также могут рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой и инстанции и вступивших в силу.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Переходя к вопросу о компетенции мировых судей, стоит отметить:

В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела:

1) о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

Тема 5. Федеральные суды общей юрисдикции (военные суды). Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. При подготовке к занятию по данной теме необходимо иметь четкое представление о системе судов общей юрисдикции, о составах и полномочиях данных судов. Также необходимо уметь правильно определять подсудность дел различным звеньям, порядок формирования судов.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными. Особое положение ВС РФ подчеркивается порядком формирования его состава. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий и другие судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.

Конституция РФ, определив место и роль ВС РФ, устанавливает следующие его основные функции:

1. Осуществление правосудия. По первой инстанции ВС рассматривает уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными законами, а также дела особой сложности или особого общественного значения.

Перечень гражданских дел, рассматриваемых ВС РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 116 ГПК.

2. Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

3. Очень важной функцией ВС является реализация предоставленного ему Конституцией права инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения.

Переходя к вопросу о Военных судах Российской Федерации, необходимо отметить, что они входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), который реализует свои функции в отношении военных судов через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Тема 6. Арбитражные суды. В результате изучения данной темы необходимо знать систему арбитражных судов РФ, порядок образования, состав и полномочия органов, входящих в их структуру. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Главной задачей арбитражных судов является: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан, содействие соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Стоит отметить, что система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. ВАС осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия ВАС РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны. ВАС действует в составе: Пленума ВАС, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

В полномочия Пленума ВАС не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум ВАС РФ.

Основная обязанность судебных коллегий ВАС – рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.

При ВАС создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности может быть осуществлена иными арбитражными органами с использованием альтернативных методов разрешения споров, в частности третейским судом.

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории России, урегулирован Федеральным законом от 21 июня 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации».

Решение, вынесенное третейским судом, в отличие от посредничества или примирения, обязательно для сторон.

Тема 7. Органы обеспечения деятельности судов. При изучении этой темы необходимо усвоить, какие органы обеспечивают организационную деятельность судов, порядок их образования, состав и полномочия.

При подготовке к занятию по данной теме необходимо обратить внимание, что деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ обеспечивают различные, соответствующие каждому из названных судов органы. Их полномочия также различны. Также, необходимо знать какими нормативными актами регулируется деятельность вышеуказанных органов.

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

Тема 8. Прокуратура Российской Федерации. В результате изучения настоящей темы необходимо знать понятия прокуратуры и прокурорского надзора, систему и структуру органов прокуратуры РФ, виды и содержание прокурорского надзора. Также, необходимо усвоить какие требования предъявляются к кандидатам на должность работников прокуратуры, какими нормативными актами регламентируется деятельность органов прокуратуры и их основные полномочия.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принцип единства означает, что:

– все органы прокуратуры составляют единую систему;

– создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;

– перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;

– организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;

– каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации

Принцип независимости предусматривает:

– осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

– исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;

– обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;

– осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Переходя к вопросу о правовом статусе прокурорских работников, стоит отметить, что служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Тема 9. Министерство юстиции РФ и система его органов. Адвокатура в Российской Федерации. Нотариат в Российской Федерации. При изучении данной темы необходимо усвоить: какие виды органов юстиции существуют, уяснить структуру и полномочия данных органов; также знать, как разделяются полномочия между органами юстиции и Судебным департаментом.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.

Переходя к вопросу об основных задачах, стоящих перед Минюстом России необходимо обратиться к п. 5 Положения о Минюсте России: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Служба судебных приставов (ССП), предназначенная для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

Организация ССП, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями. Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями.

Рассматривая вопрос о Службе судебных приставов, необходимо знать, что их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляет Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Минюста России. Режим отбывания наказания регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ).Уголовно-исполнительная система (УИС) состоит: из центрального органа УИС; территориальных органов УИС; учреждений (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО) и предприятий.

При изучении тем об адвокатуре и нотариате, необходимо обратить внимание на формы организации органов, оказывающих правовую помощь, их структуру и порядок образования. Также необходимо знать какие требования предъявляются к лицам, желающим работать адвокатами и нотариусами.

Право каждого на получение квалификационной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре базируется на Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 26 апреля 2002 г., с последующими изменениями и дополнениями. Адвокатура – это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката. Задачи адвоката (адвокатуры) – оказание квалифицированной юридической помощи. Адвокатура содействует осуществлению правосудия в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, охране прав и законных интересов граждан, соблюдению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к законам.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре. Статус адвокатской профессии присваивается от имени государства решением квалификационной комиссии, адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок – пожизненно.

В соответствии со ст. 20 Закона об адвокатуре формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Все адвокатские образования являются некоммерческими организациями.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Нотариус – это должностное лицо, совершающее нотариальные действия. На должность нотариуса может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Тема 10. Министерство внутренних дел Российской федерации и система его органов. Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.

ОВД образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

– ОВД субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;

– ОВД городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;

– линейные управления и ОВД на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;

– ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;

– территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

– образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел. В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Переходя к вопросу о полиции, необходимо ознакомиться с Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". Ст.1 одноименного закона говорит о назначении полиции: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности». Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: