В основе любых методов, гуманитарных или естественнонаучных, находятся такие мыслительные операции, как сравнение, анализ (мысленное расчленение предмета на составные части), синтез (мысленное соединение частей разных предметов), абстрагирование (отвлечение от одних свойств предмета ради детального изучения других), обобщение.
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в нем применяются философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: системный метод, диалектика, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент и т. д. В соответствующих разделах, кроме вышеуказанных, используются свои методы.
В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применялись в течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.
|
|
Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является "почему?", религия не может быть постигнута лишь из самой себя. Именно рассмотрение причин прежде всего помогает объяснить различные религиозные и нерелигиозные формы действительных отношений в жизнедеятельности людей.
Историзм, исходя из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких разновидностях. Генетический подход подразумевает выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе этой процедуры особое значение имеет выявление промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала. В этом случае историзм предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния позволяет создать теоретическую модель, которая поможет охарактеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе и начальных. Сравнительно-историческое исследование сопоставляет временные этапы развития одной и той же религии; разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на неодинаковых стадиях развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых образов в разных религиях, западных и восточных культурах и т. д.
|
|
Типологический анализ представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются статистически устойчивые группы признаков – типы, которые задают модель типологической общности для определенных объектов, явлений. Инвариантность (отсутствие вариативности) признаков какого-то объекта позволяет относить его к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа носят случайный характер, они незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов.
Феноменологический метод – это совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений.
Герменевтический метод тесно связан с феноменологическим, исторически наследовал традиции экзегетики (раздел теологии, в котором дается толкование Священного Писания). Данный метод применяется в целях достижения понимания религиозных явлений. В нем используются приемы истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторитетов прошлого и вообще объективированных феноменов религиозной культуры, соотнесения понимания первоисточников каждым новым поколением с авторским пониманием, выявления связи текста с социокультурным контекстом («верблюд и игольное ушко»). Различие объяснения и понимания и, соответственно, методов того и другого относительно; они взаимосвязаны: объяснение способствует пониманию, а понимание является одной из предпосылок объяснения.
Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение взаимодействия этих элементов и системы. Такая же операция может быть проделана и над каждым выделенным элементом, который в свою очередь представляет собой систему (подсистему).
С точки зрения предметных связей религиоведение представляет собой сравнительно молодое, междисциплинарное направление, находящееся на стыке философии и культурологии. Оно также активно взаимодействует с богословием, историей, социологией, этнологией.
Естественнонаучный и гуманитарный подходы.
Естественнонаучный подход требует эмпирического слоя оснований, теоретического слоя оснований, а также экспериментальной проверки. В религиоведении этот метод привлекается для решения частных вопросов и задействуется он, преимущественно, через археологию, астрономию, астрофизику, геологию. Эти науки через свой арсенал аэрофотосъемки, радиокарбонный анализ, изучение изменений звездного неба, тектонических смещений позволяют уточнять датировку религиозных памятников, время существования той или иной культуры. Характерен в этой связи метод астроархеологии, названный так его изобретателем – английским астрономом Джозеф Норман Локьером. Применить его например можно, если дело идет о возрасте древней обсерватории.
На основании изучения конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда наблюдалось. Вследствие циклического движения планет и светил во Вселенной направление это за прошедшие века сместилось, но сейчас его несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив угол между прежним (зафиксированным в вечном материале) и нынешним направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разделивший их интервал времени (остается только найти на исследуемом месте три составных элемента: рабочее место наблюдателя, ближний визир и дальний визир, чтобы удостовериться, что это не просто капище).
|
|
Социологические методы изучения религии также целиком эмпиричны (опрос, интерпретация, наблюдение, включенное наблюдение, эксперимент, анализ текстов, контент-анализ).
Главенствующим в религиоведении остается гуманитарный подход. Отвлекаясь от фиксации реального существования религиозных объектов, мы интерпретируем религиозный опыт человека, поскольку он имеет ценностное значение. При этом главным критерием истинности интерпретации остается первое требование гуманитарного метода – наличие теоретического слоя оснований. Теоретическое построение должно быть логически непротиворечивым и объяснять на своей модели как можно более широкий круг явлений из этой области.
В случае, когда исследователь пытается дать истолкование в согласии с определенными религиозными догматами, мы имеем дело с традиционным методом. В таком богословском подходе первые два требования гуманитарного метода могут быть принесены в жертву непротиворечивости официальной позиции той или иной религии. Так, например, по мнению Рихтера, «знать, что такое религия, человек может лишь тогда, когда он сам сделал выбор в пользу религии и тем самым уяснил для себя вытекающие из этого жизненно важные решения…»
В качестве подведения итога следует зафиксировать еще одну фундаментальную методологическую предпосылку. Она хорошо описана К.-Г. Юнгом: "…мне хотелось бы обратить внимание читателя на весьма существенную разницу между диссертацией по психологии и священным текстом. Ученый слишком легко забывает о том, что объективный анализ материала, пожалуй, в непростительно больших масштабах наносит ущерб его эмоциональной стороне. Научный интеллект бесчеловечен и не может себе позволить быть другим; он не в состоянии избежать такой бесцеремонности, хотя намерения у него самые хорошие. Психолог, анализирующий священный текст, должен, по крайней мере, отдавать себе отчет в том, что такой текст выражает бесценное религиозное и философское сокровище, которое не должно быть осквернено руками профанов. Признаюсь, что и сам отважился анализировать такой текст лишь потому, что знаю и ценю его достоинства" (Юнг К.-Г. О психологии восточных религий. М., 1994. С. 123 – 124).
|
|
Соглашаясь с Юнгом в оценке сакральных текстов как "бесценного религиозного и философского сокровища", следует отметить, "бесчеловечный научный интеллект" среди прочих своих достоинств имеет и такое, как добросовестность (или, по крайней мере, искреннее намерение быть таковым). Отсюда, если значимость эмоциональных факторов для адекватного понимания текстов выявлена и зафиксирована, то при проведении логического анализа она будет хладнокровно учитываться и изучаться. При этом, если научный интеллект наталкивается на проблемы, не поддающиеся рациональному анализу, то он сам фиксирует свою ограниченность, размежевывает сферы рационального и иррационального, и, вторгаясь в область иррационального со своими методами, он, во всяком случае, способен отдавать себе отчет в том, что эти методы здесь не вполне адекватны и полученные результаты не абсолютны. Но если наш источник света таков, что, как свеча или керосиновая лампа, способен высветить только небольшой круг предметов, это еще не причина, чтобы от него вообще отказаться, сидеть, и ждать восхода солнца, надеясь увидеть сразу все, тем более, что на земле есть и такие места, куда солнечный луч вообще не способен проникнуть.
Вышеприведенные отрывки показывают, что мы сталкиваемся с методологической проблемой в обоих случаях — при отождествлении с религиозной традицией и при дистанцировании от нее: либо объективность страдает из-за субъективности позиции, либо возникает опасность фальсификации. Избежать это поляризации можно при условии, если вопрос об истинности той или иной религии останется за скобками. Претензии на истинность не проверяются, а описываются вместе с методами, которые сами эти религии предлагают для своей верификации.
Долг ученых состоит в беспристрастном подходе, независимом от авторитета какой-либо личности и общепринятых оценок исторических событий, имеющих отношение к религии.
Ученые и конфессиональные авторы зачастую противостоят друг другу. Напряженность между духовными авторитетами и учеными в том или ином виде присутствует во всех религиозных конфессиях. Хотя любое верование формально признает право на существование и роль науки, она неизбежно причиняет им беспокойство, поскольку все течения и религиозные движения имеют и должны иметь знания об исторической обстановке, в которой сложилась и окрепла их религия. Богословы навязывают собственное видение истории, когда воспитывают подрастающее поколение и исполняют свою миссию в мире в рамках традиционных представлений. Во всех религиях исследовательская деятельность ученых, по крайней мере, смущает умы верующих.
Независимый наблюдатель может, однако, подметить, что поляризация среди ученых ведет скорее к диалектической оппозиции, чем к взаимопониманию между людьми. Ученый и ортодоксальный богослов – два участника процесса, в котором мирное разрешение этой напряженности происходит постоянно. В конце концов, соперники нуждаются друг в друге. Можно даже сказать, что ученые нуждаются в ортодоксах и должны прилагать усилия, дабы привлечь их внимание к своей работе. Им нужны притчи и конкретные тезисы установившейся доктрины, взятые из богословских сочинений. Исследователям религиозных движений они необходимы, как критерии, позволяющие установить тождественность групп, историю которых изучает наука. Сочинения богословов служат отправной точкой для ученых. В свою очередь, богословы – это личности, наиболее внимательные к работам представителей науки и главные читатели их трудов. Зачастую они выступают по отношению друг к другу как хлеб и масло. Ученый для богослова – естественный собеседник в профессиональном разговоре, а также эмоциональная подпитка, каким бы ни было его гражданство. Поэтому ученым не следует пренебрегать сочинениями ортодоксов. Искренний обмен мнениями им необходим.