Правовой статус судей военных судов

Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военнослужащий, назначенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.

На судей военных судов распространяются общие требования, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве о статусе судей. Статья 6 Закона о статусе судей закрепляет, что судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Статья 27 ФКЗ о военных судах дополняет, что судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы. В то же время следует учитывать, что военные суды исключениз состава Вооруженных Сил, поэтому вводится институт прико-

мандирования судей и работников аппаратов из числа военно служащих к военным судам, аналогичный прикомандированию военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Таким образом, военные судьи проходят военную службу в судах, но выведены из подчинения командованию военных ведомств, что исключает какуюлибо зависимость от воинских должностных лиц. Прикомандирование осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Лимиты на прикомандирование военнослужащих к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту устанавливаются за счет численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей

военного суда или судьей Военной коллегии до его назначения на судебную должность, приостанавливает свое действие с момента принятия решения о назначении соответствующего судьи на должность соответственно Советом Федерации Федерального Собрания РФ или Президентом РФ. За судьями военных судов и Военной коллегии сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Перечень должностей судей военных судов и Военной коллегии и соответствующих этим должностям воинских званий устанавливается приложением к ФКЗ о военных судах. Так, председателю окружного (флотского) суда соответствует воинское звание — генералмайор юстиции, а судье гарнизонного военного суда —подполковник юстиции. Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для

пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного

Суда РФ по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Статья 36 ФКЗ о военных судах предусматривает, что высшие воинские звания судьям военных судов и Военной коллегии присваиваются в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», по представлению Председателя

Верховного Суда РФ, остальные воинские звания — по представлению председателей окружных (флотских) военных судов.

Вещевое, продовольственное и иное обеспечение судей военных судов и Военной коллегии, а также работников аппаратов военных

судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих осуществляется по основаниям и в размерах, которые

установлены для военнослужащих федеральным законом. Воинский учет судей военных судов и работников аппаратов

военных судов, уволенных с военной службы, и хранение их личных дел осуществляются соответствующими военными комиссариатами.

На уровне окружного (флотского) суда предусматривается рассмотрение некоторых уголовных дел с участием присяжных заседателей. Статья 28 ФКЗ о военных судах не содержит какихто исключений из их статуса, отсылая к специальному федеральному закону о присяжных заседателях. Часть 4 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» закрепляет, что общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в общем порядке. В соответствии с действующим законодательством военнослужащие исключаются из общего и запасного списка присяжных заседателей. Поэтому в военном суде присяжные заседатели — гражданские лица. При невозможности сформировать коллегию присяжных заседателей на такой основе соответствующие уголовные дела подлежат рассмотрению окружным военным судом

в ином установленном законом составе, без участия присяжных заседателей, при том что назначение смертной казни не допускается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: