Различают понятия “индивид”, “человек”, “личность”. Первое — фиксирует свойства индивидуального представителя homo sapiens, носителя разнообразных проявлений жизнедеятельности; второе -- интегрирует природные и социокультурные качества, имеет в виду отдельное существо и “совокупное существо” (семья, этнос, сословие и т. д.)” человечество как результат развития Космоса, Земли, истории. Личность — это человек в его индивидуальном неповторимом существовании; она есть целостность, в системе которой имеются заданные природой, но общественно отчеканенные компоненты (пол, национальность, темперамент, способности и т. д.), а также сформированные в ходе социализации (фило- и онтогенетически) качества субъекта деятельности, познания, творчества и свободы. Личности присуща субъектность и духовность как конституирующие ее качества в “вертикальном измерении”.
В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид” как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности.
|
|
Без религиозной личности не может существовать и развитая религиозная система. Религиозная личность — это отдельный человек в совокупности его общественных качеств, в которой занимают определенное место и религиозные свойства, способный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество “религиозность”, в сознании ее образуют соответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении — посещение храма, молитва, участие в богослужении, совершение религиозных обрядов, религиозное соблюдения поста, празднование и т. д. Религиозность центрируется в отношениях Бог - человек, человек - Бог, или, в зависимости от типа религий, в чем-то ином, В развитых религиозных системах личность может представать в различных типах — святой, юродивый, оглашенный, аскет, отшельник и т.д., а в обыденной жизни — верующий, фанатик, колеблющийся, личность с превалирующей (или подчиненной) религиознной ориентацией и т.д. Религиозные качества интериоризуются (лат. interior — внутренний), овнутревляются в процессе социализации, присвоения индивидами социального опыта в условиях религиозной среды. Община, религиозная семья, духовная школа, приход, монастырь, духовно-культурные Центры, средства массовой; информации и т.п. — вот те институты, которые вводят отдельного человека в пространственно-временной континуум религиозной культуры, в результате чего складывается религиозная духовность личности. Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культур в том числе и религиозной. Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание, голоса совести, творчество и т. д. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.