Природа Homo sapiens

Известному испанскому поэту Хуану Рамону Хименесу принадлежит крылатая фраза "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек".

Не трудно заметить, что люди в нашем мире делятся на две категории: те, которые идут по жизни протоптаной дорогой - конформисты, и те, которые действуют наперекор обстоятельствам, критически воспринимают действительность, подвергают все сомнению - нонконформисты. Одним из таких "оригиналов" был английский писатель Джонатан Свифт, обличавший порочность и глупость рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла. Особенно ярко он сделал это в главной книге своей жизни — «Путешествия Гулливера». Свифт не ненавидел человечество (хотя за ним закрепилась такая слава), но считал, что если человеку дать полную свободу, то рано или поздно он скатится до скотского состояния йеху, звероподобных созданий в человеческом обличье. А существуют ли в действительности серьезные основания для неприязни к Человеку и природе его сотворившей? И что лежит в основе конформистской и нонконформистской тенденций в нашем мире? Попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к некоторым наукам.

Также из этого сочинения Вы узнаете о сообществе «λλλ» и его деятельности.

Прежде всего обратимся к этологии. Этология – это наука о биологических (врожденных, имеющих в основе генетические программы) основах поведения животных.

Начнем с такого важного для всех людей понятия, как альтруизм, которое также используется в этологической литературе. Альтруизмом обычно называют готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Однако, если мы внимательно проанализируем примеры «самопожертвования» в природе, мы обнаружим, что, как правило, за любым "альтруистическим" актом неизбежно стоит забота о благополучии (если не своего, то своих родичей) носителей определенного количества тождественных с индивидом генов. Так, особь, "жертвующая" собой ради родственников (родственный альтруизм), не исчезает бесследно: присутствующие в генотипе родственников ее гены передаются следующим поколениям. При отсутствии близкого родства говорят о "взаимном альтруизме," включающим ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников. Например, когда "альтруист" жертвует своей жизнью, остальные члены сообщества теми или иными способами воздают "компенсацию" родственникам погибшего. Обезьяны верветки во время агрессивного столкновения чаще приходят на зов неродственника, если последний часто вычесывал паразитов из их шерсти. В колониях насекомых (например, пчела жертвует жизнью, защищая улей) "альтруизм" направляют жесткие регуляторные механизмы, непозволяющие действовать иначе. Таким образом в подоснове любых проявлений "альтруизма" всегда проглядывает эгоизм. Абсолютно бескорыстного альтруизма в природе не существует.

В 1976 г. вышла в свет книга английского этолога Ричарда Докинза «Эгоистичный ген», в которой утверждается, что "Все, что эволюционировало, должно было быть эгоистичным". Эгоистичны молекулы, клетки, животные организмы, человек. Такое господство"эгоизма" объясняется тем, что в основе всего живого лежат молекулы ДНК с их способностью к "эгоистичному" воспроизведению себе подобного. Поэтому содержание эволюции состоит в отборе генов и в создании ими все новых организмов как "машин для выживания генов". Наиболее характерной чертой живого, предопределенной особенностями генетического воспроизведения, оказывается одна функция — "быть эгоистичным".

«Главная цель этой книги — заинтересовать читателя, но если он извлечет из неё какую-то мораль, то пусть примет её как предостережение. Пусть он знает, что если, подобно мне, он стремится к созданию общества, члены которого великодушно и самоотверженно сотрудничают во имя общего блага, ему нечего рассчитывать на помощь со стороны биологической природы человека. Давайте попробуем учить щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами.» (Ричард Докинз)

Но что же представляет из себя Человек? Двигатель эволюции — естественный отбор. И если раньше считалось, что современный человек уже вышел из-под власти законов естественного отбора, то сейчас эти представления меняются. По словам профессора антропологии Университета Юты Генри Харпендинга, утверждать, что естественный отбор в наши дни прекратился, было бы неправильно. В разных формах продолжается внутривидовая агрессия человечества как форма борьбы за существование: борьба за жизненное пространство, пищевые и другие ресурсы в виде непрекращающихся войн, борьба и соревнование за обладание «самкой», борьба между нациями и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: