Типология религии

Чтобы разобраться в различных верованиях и многочисленных обрядах, необходимо распределить их по определенным категориям и группам. Бли­жайшей задачей является, таким образом, типологизация различных религи­озных форм.

Вопрос о классификации религии поднимался в научной философской мысли неоднократно. Многие ученые пытались решить его с помощью выде­ления стадий развития религии. Так, историк и философ К. Вольней в работе "Руины, или Размышления о расцвете и упадке империй" рассматривал три­надцать религиозных систем, но впоследствии в "Новых исследованиях о древней истории", он вычленял восемь стадий развития религии. При этом он исходил из существования начальной без религиозной эпохи.

Первой стадией является, по Вольнею, поклонение силам природы, оли­цетворенным в предметах, злых и добрых духах; подобно людям их задабри­вали, кормили; подобный примитивный культ отправлялся всеми. Вторая стадия - сабеизм, или культ звезд; это название происходит от слова "сабеи", что означает "звездопоклонники". В связи с тем, что эта стадия связана с земледельческим обществом, наблюдение за небесными светилами стало ес­тественной необходимостью. Постепенно звезды превратились в духов, бо­гов; первым богом считалось Солнце. Третья стадия - "культ символов, или идолопоклонство". Животные и растения стали предметами поклонения, воз­ник культ животных.

Четвертая стадия - "культ двух начал или дуализм", который наиболее ярко выражен в зороастризме. На этой стадии произошло четкое разграниче­ние добрых и злых божеств, а люди разделились на добродетельных и греш­ников. На пятой стадии возникли нравственный и мистический культы, пред­ставления о загробной жизни, суде, который определяет местопребывание души; происходили попытки постичь механизм Вселенной, установить на­чало, приводящее се в движение. Появляются шестая и седьмая стадии, на которых были созданы, соответственно, культ бога - Вселенной и культ души - Вселенной. Восьмая стадия характеризуется представлением о Боге - творце, построившем мир-машину; родился образ верховного Божества. Од­нако Вольней подчеркивал, что в результате смешения народов образовался хаос религиозных верований и обрядов.

Гегелю принадлежит несколько классификаций религии. В сочинениях "Народная религия и христианство" и "Позитивность христианской религии" исходя из своей теории отчуждения он проводит различие между "народной" и "позитивной" религией. Первая - это языческие верования античности - по­рождение свободы и ее основа; вторая - христианство, а также иудаизм. Ге­гель рассматривал историю религиозных верований как единый процесс са­мопостижения духа и более глубокого познания Бога. Соответственно у него ступенями развития религии являлись: непосредственная религия (колдов­ство), религия меры (китайская), религия фантазии (индуизм), религия "в-са­мом-себе-бытия" (буддизм), религия добра и света (персидская), религия страдания (сирийская), религия загадки (египетская), религии духовной ин­дивидуальности, возвышенного (иудаизм), религия красоты (греческая), ре­лигия целесообразности или рассудка (римская).

Социолог О. Конт в "Духе позитивной философии" историю религии де­лил на три этапа - фетишизм, политеизм, монотеизм. Ученый Дж. Лёббок в "Начале цивилизации" - на семь: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги - сверхъестественные творцы, бот - благодетельные существа.

Некоторые исследователи пытались отойти от исторического подхода, классифицируя религию. Так, у богослова К. Тиле существует всего два типа религий: "естественные" (природные) и "этические". Последние понимаются как религиозно-этические учения: даосизм, конфуцианство - вплоть до буд­дизма и христианства.

Ряд ученых руководствовался географическим, или этническим, прин­ципом. В частности М. Мюллер выделял в своей книге "Религия как предмет сравнительного изучения" религии арийских, семитских и туранских наро­дов.

Существует также геолингвистическая типологизация (К. Риннгрен, X. Стрем), рассматривающая религии письменных цивилизаций Ближнего Вос­тока, индоевропейских цивилизаций, письменных цивилизаций Дальнего Востока, бесписьменных цивилизаций. Имеется классификация, которая ис­следует два основных типа религии: доклассового общества (первобытнооб­щинный строй) и классового общества.

В отечественной научной практике предпочтение отдавалось делению религии на ранние формы религиозных верований, национальные и мировые религии. Ныне к данной классификации можно добавить особый тип - нетра­диционные синкретические религиозные движения.

По мнению известного историка и этнографа С. А. Токарева, типология религии, чтобы не "превратиться в сухую и бесплодную схоластику", должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Строиться на основании существенных признаков религии.

2. Отбирать из них те, которые более наглядны, легче поддаются объ­ективному наблюдению и анализу.

3. Подходить к религии как к явлению общественной жизни чело­века.

4. Быть исторической, т. е. показывать соотношение форм религии в динамике, в их исторической связи.

5. Быть не формальной - подводить исследователя к вопросу о гене­зисе отдельных форм религии, об их материальной обусловленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: