Тема 5. Общественное мнение

Общественное мнение как выразитель массового сознания. Социально-психологический (Г. Тард) и политологический (А.Л. Лоуэлл) подходы к изучению общественного мнения. Функции общественного мнения: экспрессивная; контрольная; консультативная; директивная. Содержание общественного мнения: оценочные, аналитические и конструктивные суждения. Содержательные характеристики общественного мнения: «знак» и степень однородности. Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения). Классификация общественного мнения по структуре, по происхождению, по степени объективности оценки действительности. Каналы и формы выражения общественного мнения: СМИ и средства массовой коммуникации; волеизъявление - выборы, референдумы; собрания, митинги и демонстрации; участие в различных общественных и социальных движениях; выборочные опросы, интервью.

Тема 6. Формирование массового сознания.

Механизмы формирования массового сознания. Подражание и его основные характеристики. Теория подражания Г. Тарда. Имитация и «социальное подражание» (идентификация). Формы подражания (по Г. Тарду): подражание другому человеку; современным или привычным образцам (мода и традиция); самому себе (привычка). Виды подражания: осознанное/неосознанное; буквальное/творческое; полное/частичное; добровольное/принудительное. Законы подражания: от внутреннего к внешнему; от низшего к высшему. Готовность к подражанию. Заражение как механизм передачи эмоционального состояния (Г. Лебон, Б.Ф. Поршнев). Внушение как целенаправленное неаргументированное воздействие (У. Макдауголл, З. Фрейд, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Поршнев, С. Московиси). Феномен взаимовнушения. Суггестия и контрсуггестия. Понятие внушаемости. Факторы внушаемости. Убеждение и пропаганда.

Факторы, определяющие формирование массового сознания: уровень интеллектуального и эмоционального развития, конформности членов общности. «Процессы социального влияния»: подчинение, идентификация, интернализация (Г. Келмен). Основные институты формирования массового сознания. «Модель экологических систем» У. Бронфенбреннера.

Тема 7. Социально-исторические типы массового сознания.

Социокультурная детерминированность поведения человека. Культурно-историческая психология. Понятия «базовой» (А. Кардинер) и «модельной» личности (Р. Линтон). Основные подходы к определению социального характера (У. Томас и Ф. Знанецкий, Э. Фромм, Д. Рисмен). «Непродуктивная» (рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный типы) и «продуктивная» ориентации по Э. Фромму. Типология социальных характеров Д. Рисмена. “Ориентированный изнутри” (inner-directed) и “ориентированный извне” (other-directed) типы. Историческая динамика типов массового сознания. «Советская ментальность» как специфическая форма массового сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: