Тема 12. Эстетическое сознание и психология моды. Эстетическое сознание как отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала

Эстетическое сознание как отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Структура эстетического сознания: эстетические чувства, вкусы, эстетические нормы и ценности, эстетические идеалы, эстетическая деятельность. Формы выражения эстетического сознания. Искусство и творчество. Мода как форма массового поведения. «Дух нововведения» и стремление к подражанию как две стороны моды (Н.В. Рейнгарт). Нонконформизм и конформизм как факторы моды. Психологический механизм моды. Факторы «модности»: престиж, утилитарность, эстетическая основа, реклама и массовая коммуникация. Социально-психологические функции моды: массовизация, повышение престижа, облегчение выбора, регуляция эмоциональных состояний, самоутверждение личности, приобщение к новому (И. Кант, Э. Шефтсбери, Г. Спенсер, Д. Рисмен, К.К. Платонов). Процесс становления и распространения моды.

Тема 13. Политическое сознание.

Государство и общество. Властные и общественные институты. Типы общественного устройства (демократия, авторитаризм, тоталитаризм) и соответствующие им типы массового сознания. Политическое сознание. Основные характеристики политического сознания: авторитаризм или демократия; либерализм или консерватизм; частная или общественная собственность; протекционизм или общий рынок; патриотизм или космополитизм; интеграция или изоляционизм. «Левые» и «правые» ориентации как интегральные характеристики. Политическая социализация как процесс политического самоопределения по основным характеристикам политического сознания. Политическое самосознание. Факторы, определяющие формирование политического сознания: объективные (социально-экономические) и субъективные: (социально-демографические и социально-психологические). Толерантность и «толерантное сознание».

Политическая институционализация как результат политического поведения и активности. Основные политические институты. Общественное движение. Условия возникновения движений: проблемная ситуация; чувство социального оптимизма; готовность к личному участию. Социально-психологические функции движения: познавательная; инструментальная; идеологическая. Мотивы участия в движении: эмоционально-аффективные; ценностно-рациональные; традиционные; прагматические. Характеристики движения: социальная база; цели; идеология; степень организованности (спонтанные или создаваемые); глубина требуемых социальных изменений; избираемый способ социальных преобразований. Типы общественно-политических движений по Е. Вятру: консервативные; реформаторские; революционные; контрреволюционные. Экспрессивные движения. Этапы развития движений. Политические партии как институционализированные формы общественно-политических движений. Типология политических партий: по классовому характеру (классовые, межклассовые, классовоподобные); по организационной структуре (кадровые и массовые); по месту в системе власти (правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные); по идеологии (идейно-политические, прагматические, харизматически-вождистские).

Электоральное поведение. Электоральный выбор как частный случай политического выбора. Основные подходы к детерминации электорального выбора по Г.Г. Дилигенскому: исторический, социологический, манипулятивный, психологический. Понятие «авторитарной личности» (Т. Адорно, Э. Фромм, Г.Г Дилигенский). «Политический темперамент» Г. Айзенка. Социальная роль и социальная идентичность как факторы электорального выбора. Формы и уровни электорального выбора: индивидуальный и групповой; «эволюционный» и «дискретный»; тактический и стратегический; ценностный и прагматический; интуитивно-чувственный и понятийный; завершенный и незавершенный выбор.

ПЛАНЫ семинарских занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: