По утверждению основателя, Сон Мионг Муна (1920 г.) в 16-летнем возрасте ему явился Иисус Христос и поручил ему завершить Свою миссию, к исполнению которой Мун готовился несколько лет. “Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства” существует ныне в более чем 130 странах. Вероучение сочетает Библию и даосизма. Сам Мун, по нему, является третьим Адамом (второй Адам — Иисус Христос), а, возможно, даже и мессией. Семья Муна — образец для формирования всемирной семьи.
Мун начал проповедовать в Южной Корее, а в конце 1971 приехал в США, откуда его культ стал быстро распространяться (сейчас в мире насчитывается около 2 миллионов последователей). В основе культа лежит утверждение Муна о втором пришествии Христа, которе должно было произойти между 1917 и 1930 гг. в Корее. Мун высказался однажды, что именно он является новым Мессией. В это верят его последователи. Мун претендует на обладание абсолютным авторитетом: “Возможно, вы опять захотите спросить меня: “Чей авторитет стоит за этим?” Я разговаривал с Иисусом Христом в духовном мире. И еще я разговаривал с Иоанном Крестителем. Вот источник моих полномочий. Если вы сейчас не можете увидеть истинность моих слов, то со временем вы в этом убедитесь. Эти скрытые истины представлены нам как новой откровение. Вы слышали, как я говорил по Библии. Если Вы верите Библии, то Вы должны верить и тому, что говорю я”.
Главный трудом Муна стала книга “Божественный принцип”. В Церкви учение Муна считается более авторитетным, нежели библейское. Представляется, что учение Муна есть толкование Библии с позиций восточной философии. Мир основан на разделении женского и мужского начала (инь и янь). Бог также не избегает этой двойственности.
Сотворения мира выступает как процесс взятия-отдачи между Богом и Его творением. Проблемы сегодняшнего мира Муном усматриваются в нарушении гармонии взятия-отдачи. Интерпретации Муна подверглись практически все основные догматы иудео-христианства. Так, он выделяет несколько Троиц. Первая — Адам, Ева и Бог, а после падения — Адам, Ева и сатана. Муниты ожидают и последнюю Троицу — Бог, третий Адам и третяя Ева (здесь имеются в виду Мун и его жена).
Учение Муна говорит о двух грехопадениях — физическом и духовном (оба на сексуальной почве). Духовное грехопадение — половая связь Евы с Люцифером, а физическое — связь Евы с духовно незрелым Адамом. Двум видам грехопадения соответствуют и два вида спасения. Вторым Адамом муниты считают Иисуса, а второй Евой — Святого духа. От их брака должно было родиться потомство безгрешных людей, новая раса, которая должна была спасти человечество физически и духовно. Этого не произошло, поэтому муниты уповают на физическое спасение, особая роль в котором принадлежит “подлинным родителям”.
Мун преследует также активную деятельность в предпринимательской и политической сфере. Отмечают, что учение Церкви единения противоречиво как с точки зрения христианства, так и с точки зрения формальной логики.