Синкретический этап

Большая степень гармоничности во взаимоотношенях науки и религии присутствовала в традиционном обществе. В древних цивилизациях доко­лумбовой Америки, Египта, Индии, Китая, а затем в эллинистическом мире научные знания были частью эзотерики, хранимой жрецами. Знание такое использовалось, в основном, для возведения культовой архитектуры, точного исчисления временных циклов, совершения ритуалов над усопшими. Науч­ные знания естественным образом были вписанными в традиционную куль­туру. Развивались, преимущественно, математика, геометрия, астрономия, медицина. В этот период идеал науки не вступает в противоречие с религией. Знаменательно в этом смысле, что из античного идеала науки в дальнейшем развились некоторые черты противостояния науки и религии. Связано это было с разработкой логических законов мышления, правил, категорий; раз­личением эмпирической действительности и действительности теоретиче­ской; организацией системы знания в связи с правилами и категориями. Ус­тановка Сократа на общие понятия способствовала выработке уникального культурного феномена европейской мысли - появлению теоретического соз­нания. Мы имеем некую рефлексивно выделенную, необычную реалию, ко­торой не было, по крайней мере, в столь резко выраженной форме, в других культурных очагах, но которая вовсе не является чем-то естественным. Если мы, чуть ли не с детского сада, выросли в этом типе когнитивной культуре, она нам кажется чем-то само собой разумеющимся. В то время как эта без­альтернативность, непреложность есть не что иное как попытка уклониться от истины, так как на самом деле всё это является чем-то обусловленным, созданным в определённых формах культуры. Этот конкретный ход куль­туры равно сопоставляем с другими её решениями.

Платон полагал, что познать можно лишь отражение мира идей, следо­вательно, такое познание не будет истинным. Истинно лишь то знание, кото­рое можно твёрдо обосновать. Твёрдо обосновать можно только математиче­ские истины, поэтому возможна только математика (аксиомы).

Аристотель считал, что можно знать кое-что и из опыта. Поскольку он поставил задачу разработать системы частных дисциплин, то, что описывало природу как один из видов бытия, позволяло констатировать разные движе­ния (планет, физических тел), он назвал физикой. Физика Аристотеля опира­ется на принцип явления и сущности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: