Расчет ременной передачи заключается в определении геометрических размеров и долговечности приводного ремня, размеров шкива и разработке его эскиза.
Диаметр ведущего шкива передачи, мм,
. (2.1)
Из найденного интервала значений d1 выбирают большее стандартное (табл. П.2).
Из условия рационального соотношения размеров диаметра ведомого шкива ременной передачи и редуктора рекомендуется в расчетах принять следующее передаточное число ременной передачи: 1 < Uр £ 2.
Диаметр ведомого шкива (без учета скольжения), мм,
. (2.2)
Найденное значение d2 округляем до ближайшего стандартного (см. табл. П.2).
Межосевое расстояние, мм,
. (2.3)
Длина ремня, мм,
. (2.4)
Угол обхвата меньшего шкива, гр.,
. (2.5)
Скорость ремня, м/с,
. (2.6)
В зависимости от скорости выбирается тип плоского ремня. Ремни типа А (рис. 2.2, а) состоят из нескольких слоев (прокладок) крупноплетеной хлопчатобумажной ткани (бельтинга), между которыми для повышения жесткости ремней помещают прослойки из вулканизированной резины. Ремни типа Б (рис. 2.2, б) имеют центральную прокладку из бельтинга, которая охватывается
|
|
Рис. 2.2. Расположение ткани в плоских прорезиненных ремнях | отдельными кольцевыми прокладками с взаимно смещенными стыками, такие ремни изготавливают с резиновыми прослойками и без них и называют послойно завернутыми. Ремни типа В (рис. 2.2, в) изготавливают из одного куска бельтинговой ткани без прослоек между прокладками и называют спирально завернутыми. Ремни типа А применяют при скорости ремня м/с, типа Б – до 20 м/с, типа В – до 15 м/с. |
Допускаемая удельная тяговая способность ремня, Н/мм2,
, (2.7)
где kо – оптимальная удельная тяговая способность ремня, Н/мм2,
kо = а - W , (2.8)
значения коэффициентов а, W и наибольшего допускаемого отношения приведены в табл. П.3;
d - толщина ремня, мм;
Сa - коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата меньшего шкива,
; (2.9)
С - коэффициент, учитывающий влияние скорости ремня,
; (2.10)
Ср – коэффициент, учитывающий влияние режима работы (табл. П.4);
Сq - коэффициент, учитывающий расположение передачи (табл. П.5).
Окружное усилие, Н,
. (2.11)
Требуемая площадь поперечного сечения ремня, мм2,
, (2.12)
где Вр – ширина ремня, мм.
Наибольшее распространение имеют прорезиненные ремни, поэтому коэффициенты а, W выбираются для прорезиненных ремней при отношении = .
Ориентировочная толщина ремня определяется с учетом выполнения условия, мм: , где d1 – диаметр малого шкива, принятый из стандартного ряда (см. табл. П.2), мм.
Толщина одной прокладки d1 выбирается из данных табл. П.6 в зависимости от типа ремня и его конструкции. Для ремней типа В рекомендуется принимать d1 равной 1,25 мм. Тогда количество прокладок
|
|
. (2.13)
Найденное значение z округляется до целого числа.
Уточняется толщина ремня, мм:
. (2.14)
Ширина ремня, мм,
. (2.15)
Вычисленное значение Вр округляется до ближайшего стандартного (см. табл. П.6).
Уточненное значение площади ремня, мм2:
.
Рассчитанный ремень проверяется на прочность и долговечность.
При проверке на прочность определяется максимальное напряжение в сечении, набегающем на ведущий шкив:
, (2.16)
где s1 – напряжение, обусловленное значением силы Ft, действующей в ведущей ветви ремня передачи, Н/мм2,
; (2.17)
sо – напряжение от предварительного натяжения, принимаемое для плоских прорезиненных ремней равным 1,8 Н/мм2;
sи – напряжение, обусловленное изгибом ремня при огибании ведущего шкива, Н/мм2,
, (2.18)
где Еи – модуль упругости при изгибе, для прорезиненных ремней Еи = 80 – 100 Н/мм2;
sJ - напряжение, обусловленное действием центробежной силы, Н/мм2,
, (2.19)
где r = 1200 – плотность прорезиненного ремня, кг/м3.
При расчете передачи должно выполняться условие прочности: [sр]. Для прорезиненных ремней [sр] = 6 - 8 Н/мм2.
Расчетная долговечности ремня, ч,
, (2.20)
где m = 5 – для плоских ремней;
107 – базовое число циклов;
sy = 7 – предел выносливости для прорезиненных ремней без прослоек, Н/мм2;
- частота пробегов ремня в секунду;
Сi – коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа (табл. П.18);
Сн – коэффициент, учитывающий непостоянство нагрузки; при постоянной нагрузке Сн = 1.
Сила давления на валы для передачи с периодическим регулированием начального натяжения ремня
. (2.21)
Ширина обода шкива В в зависимости от ширины ремня выбирается из табл. П.2.
Рассчитанная ременная передача имеет следующие размеры: d1, d2, a, L, J, a1, A, b, d, Ho, Fп, B, по которым определяется тип ремня.