Общие сведения о сертификации продукта

Сертификация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс сертификация — это деятельность по подтверждению со­ответствия продукции установленным требованиям.

Если такое доказательство независимый эксперт принял, то на продук­цию выдается документ о соответствии (сертификат) или знак соответст­вия. Таким образом, сертификация как явление — это набор правил, поло­жений, атрибутов, структур управления и контроля, сертификатов и знаков соответствия.

Кроме того, в ряде публикаций сертификация определяется как ра­бота по доказательству соответствия продукции стандартам или другим регламентам (рис. 8.1). По версии ИСО сертификация трактуется как действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необхо­димая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Рис. 8.1. Схема сертификации продукции Основными целями сертификация являются: создание единых условий для деятельности организаций на товар­ном рынке Российской Федерации, а также для участия в междуна­родном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в выборе продукции; защита потребителя от ненадлежащего исполнения продукции;

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изго­товителем.

Сертификация стала активно развиваться в 20-30 годах XX века. Так, 11920 г. немецкий институт стандартов (DIN) разработал положе­ние о знаке соответствия стандартам DIN, Это положение распростра­нялось практически на все виды продукции. В Великобритании серти­фикация также охватывает большинство производимой продукции. В РФ сертификация стала развиваться с 1979 г. и активизировалась в 1986 г. после принятия правительственного документа под названием «Вре­менное положение по сертификации продукции машиностроения в СССР» — РД 50-598-86. В дальнейшем были приняты законы РФ «О сертификации продуктов и услуг», «О стандартизации», «Об обеспече­нии единства измерений», «О защите прав потребителей».

Сертификация может носить добровольный и обязательный харак­тер. Характер сертификации определяется решением правительства конкретного государства. Считается, что продукция, имеющая знак со­ответствия, полностью удовлетворяет требованиям соответствующих стандартов, т.е. является качественной.

К принципам сертификации относятся:

• независимая оценка продукции;

• добровольность участия;

• применение общепринятых способов доказательства.

Поэтому сертификация является одним из инструментов управле­ния качеством продукции, поступающей на рынок. Особенно активно его используют в Европе. На европейских рынках товарам без сертифи­кационного знака трудно найти покупателя. Для цивилизованного по­купателя отсутствие сертификата на ту или иную продукцию — сигнал о низком качестве или подделке. К настоящему времени в мировой практике успешно функционирует 80 систем сертификации, каждая из которых ориентирована на конкретные группы продукции.

Сертификация предусматривает ряд схем тщательного изучения всех сторон производственного процесса и применяемых технологий. Ос­новная цель сертификации — защита потребителя. В 1992 г. был принят Закон о «Защите прав потребителей», который ввел в России институт обязательной сертификации на ряд товаров и услуг. Дальнейшим разви­тием сертификата соответствия явилось учреждение сертификата каче­ства. Данный сертификат выдается на ту продукцию, параметры кото­рой контролируются независимым национальным органом.

От сертификата cсоответствия к сертификату качества

Некоторые различия в национальных системах сертификации были устранены в 1989 г., когда Совет Европейского Союза (ЕС) принял документ


под названием «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная цель предложенной концепции заключается в формировании обоюдного доверия импортеров и экспортеров к товарам и услугам путем использования сертификации и аккредитации, построенных на единых европейских нормах (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Схема глобальной концепции ЕС

Глобальная концепция ЕС основывается на добровольном выполне­нии ряда рекомендаций странами-участницами, в том числе:

1. Применение стандартов серии EN 29000 по обеспечению качества;

2. Сертификация на соответствие этим стандартам;

3. Применение стандартов серии EN 45000 для аккредитации органов
сертификации и испытательных лабораторий;

4. Создание централизованных национальных систем аккредитации;

5. Расширение состава организаций по сертификации и испытаниям;

6. Гармонизация инфраструктуры испытаний и сертификации в странах ЕС;

7. Расширение сферы взаимного признания испытаний и сертифика­ции с третьими странами, не членами ЕС.

Аккредитация — это соглашение о доверии к какой-либо деятельнос­ти между его участниками. Такое соглашение может быть подписано между вышестоящим и нижестоящим органом, организациями, стоящи­ми на одном уровне и т.д., применительно к сертификации аккредита­цию может получить испытательная лаборатория и органы по сертифи­кации. Аккредитация устанавливает ряд требований для обязательного исполнения объектам аккредитации, в том числе: испытательным и из­мерительным лабораториям, метрологическим службам, органам по сер­тификации, организациям по подготовке экспертов, контролирующим организациям. Органы по аккредитации (Госстандарт РФ и др.) управля­ют системой аккредитации на базе ГОСТа Р 51000.12-95, разработанного в соответствии с общеевропейским стандартом EN 45003.

В последние годы большое внимание руководители компаний стали Уделять вопросам добровольной сертификации на соответствие стан­дартам серии ИСО 9000 (в РФ они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000). Данные стандарты устанавливают требования к большой номен­клатуре элементов, для обеспечения функционирования системы каче­ства в организации. К этим элементам относятся:





Ответственность руководства Кадры Элементы системы качества Проверка системы качества
Качество в рамках маркетинга Анализ проекта Качество закупок Качество процессов
Управление про­цессами Обслуживание Прослеживаемость и идентификация Управление статусом проверки
Управление продук­тами, предоставлен­ными клиентами Управление кон­трольно-измеритель­ной аппаратурой Управление несоот­ветствующей про­дукцией Качество при проек­тировании и разра­ботке требований к продукции
Корректирующие действия Безопасность про­дукции Финансовые аспекты системы качества Использование ста­тистических методов Послепроизводст- венная деятельность Проверка продукции (испытания) Регистрация данных о качестве

Ориентировочно сертификация компании на 50 чел. стоит $10 тыс. и проходит в течение 10 месяцев по ИСО 9001. Сертификат дается на 3 го­да с ежегодным аудитом. Сертификация продукции увеличивает ее цену на мировом рынке в 2—5 раз. Таким образом, затраты компании на сер­тификацию могут окупиться и принести ей дополнительную прибыль.

Отношения между заявителями на сертификацию и органами, при­нимающими решение, упрощенно приведены на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Упрощенная схема отношений при сертификации (сплошные линии стрелок — штатный вариант отношений, пунктирные линии стрелок —

отношения при отказе выдать сертификат)

Испытательные лаборатории осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы ис­пытаний для целей сертификации.

В качестве примера на рис. 8.4 приведена форма сертификата соот­ветствия на телефонные аппараты.

Органы по сертификации имеют следующие функции:

• принимают необходимые документы для возможной сертификации;

• сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на
применение знака соответствия;

• приостанавливают либо отменяют действие выданных ими серти­фикатов;

• предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: