Сертификация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Если такое доказательство независимый эксперт принял, то на продукцию выдается документ о соответствии (сертификат) или знак соответствия. Таким образом, сертификация как явление — это набор правил, положений, атрибутов, структур управления и контроля, сертификатов и знаков соответствия.
Кроме того, в ряде публикаций сертификация определяется как работа по доказательству соответствия продукции стандартам или другим регламентам (рис. 8.1). По версии ИСО сертификация трактуется как действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.
|
|
Рис. 8.1. Схема сертификации продукции Основными целями сертификация являются: создание единых условий для деятельности организаций на товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в выборе продукции; защита потребителя от ненадлежащего исполнения продукции;
· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация стала активно развиваться в 20-30 годах XX века. Так, 11920 г. немецкий институт стандартов (DIN) разработал положение о знаке соответствия стандартам DIN, Это положение распространялось практически на все виды продукции. В Великобритании сертификация также охватывает большинство производимой продукции. В РФ сертификация стала развиваться с 1979 г. и активизировалась в 1986 г. после принятия правительственного документа под названием «Временное положение по сертификации продукции машиностроения в СССР» — РД 50-598-86. В дальнейшем были приняты законы РФ «О сертификации продуктов и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей».
Сертификация может носить добровольный и обязательный характер. Характер сертификации определяется решением правительства конкретного государства. Считается, что продукция, имеющая знак соответствия, полностью удовлетворяет требованиям соответствующих стандартов, т.е. является качественной.
|
|
К принципам сертификации относятся:
• независимая оценка продукции;
• добровольность участия;
• применение общепринятых способов доказательства.
Поэтому сертификация является одним из инструментов управления качеством продукции, поступающей на рынок. Особенно активно его используют в Европе. На европейских рынках товарам без сертификационного знака трудно найти покупателя. Для цивилизованного покупателя отсутствие сертификата на ту или иную продукцию — сигнал о низком качестве или подделке. К настоящему времени в мировой практике успешно функционирует 80 систем сертификации, каждая из которых ориентирована на конкретные группы продукции.
Сертификация предусматривает ряд схем тщательного изучения всех сторон производственного процесса и применяемых технологий. Основная цель сертификации — защита потребителя. В 1992 г. был принят Закон о «Защите прав потребителей», который ввел в России институт обязательной сертификации на ряд товаров и услуг. Дальнейшим развитием сертификата соответствия явилось учреждение сертификата качества. Данный сертификат выдается на ту продукцию, параметры которой контролируются независимым национальным органом.
От сертификата cсоответствия к сертификату качества
Некоторые различия в национальных системах сертификации были устранены в 1989 г., когда Совет Европейского Союза (ЕС) принял документ
под названием «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная цель предложенной концепции заключается в формировании обоюдного доверия импортеров и экспортеров к товарам и услугам путем использования сертификации и аккредитации, построенных на единых европейских нормах (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Схема глобальной концепции ЕС
Глобальная концепция ЕС основывается на добровольном выполнении ряда рекомендаций странами-участницами, в том числе:
1. Применение стандартов серии EN 29000 по обеспечению качества;
2. Сертификация на соответствие этим стандартам;
3. Применение стандартов серии EN 45000 для аккредитации органов
сертификации и испытательных лабораторий;
4. Создание централизованных национальных систем аккредитации;
5. Расширение состава организаций по сертификации и испытаниям;
6. Гармонизация инфраструктуры испытаний и сертификации в странах ЕС;
7. Расширение сферы взаимного признания испытаний и сертификации с третьими странами, не членами ЕС.
Аккредитация — это соглашение о доверии к какой-либо деятельности между его участниками. Такое соглашение может быть подписано между вышестоящим и нижестоящим органом, организациями, стоящими на одном уровне и т.д., применительно к сертификации аккредитацию может получить испытательная лаборатория и органы по сертификации. Аккредитация устанавливает ряд требований для обязательного исполнения объектам аккредитации, в том числе: испытательным и измерительным лабораториям, метрологическим службам, органам по сертификации, организациям по подготовке экспертов, контролирующим организациям. Органы по аккредитации (Госстандарт РФ и др.) управляют системой аккредитации на базе ГОСТа Р 51000.12-95, разработанного в соответствии с общеевропейским стандартом EN 45003.
В последние годы большое внимание руководители компаний стали Уделять вопросам добровольной сертификации на соответствие стандартам серии ИСО 9000 (в РФ они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000). Данные стандарты устанавливают требования к большой номенклатуре элементов, для обеспечения функционирования системы качества в организации. К этим элементам относятся:
Ответственность руководства | Кадры | Элементы системы качества | Проверка системы качества |
Качество в рамках маркетинга | Анализ проекта | Качество закупок | Качество процессов |
Управление процессами | Обслуживание | Прослеживаемость и идентификация | Управление статусом проверки |
Управление продуктами, предоставленными клиентами | Управление контрольно-измерительной аппаратурой | Управление несоответствующей продукцией | Качество при проектировании и разработке требований к продукции |
Корректирующие действия Безопасность продукции | Финансовые аспекты системы качества Использование статистических методов | Послепроизводст- венная деятельность Проверка продукции (испытания) | Регистрация данных о качестве |
Ориентировочно сертификация компании на 50 чел. стоит $10 тыс. и проходит в течение 10 месяцев по ИСО 9001. Сертификат дается на 3 года с ежегодным аудитом. Сертификация продукции увеличивает ее цену на мировом рынке в 2—5 раз. Таким образом, затраты компании на сертификацию могут окупиться и принести ей дополнительную прибыль.
|
|
Отношения между заявителями на сертификацию и органами, принимающими решение, упрощенно приведены на рис. 8.3.
Рис. 8.3. Упрощенная схема отношений при сертификации (сплошные линии стрелок — штатный вариант отношений, пунктирные линии стрелок —
отношения при отказе выдать сертификат)
Испытательные лаборатории осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
В качестве примера на рис. 8.4 приведена форма сертификата соответствия на телефонные аппараты.
Органы по сертификации имеют следующие функции:
• принимают необходимые документы для возможной сертификации;
• сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на
применение знака соответствия;
• приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов;
• предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.