II курс

1. Возникновение массовой коммуникации. Коммуникация и информа­ция в обществе и в жизни биологических организмов. Истоки и основные парадигмы социальной коммуникации, объект и предмет МК. Генезис и усложнение коммуникации. Технологические и социальные революции. Функциональная роль коммуникации в обществе. Отображение МК в различных социологических теориях: когнитивная модель интеракции Ю. Хабермаса, интерсубъективная коммуникация и аутопойезис Н. Лумана. Каналы информации.

2. Коммуникация и информационная модернизация в социальной системе общества. Теория информационного общества. Оформление концепции в трудах западных ученых: К. Кларка, Ж. Фурастье, Д. Белла, А. Тоффлера, А. Турена.

Теоретические основы коммуникации в условиях информационной модернизации. Характеристика каналов коммуникации в условиях со­циальной модернизации. Социологическое отражение процессов ин­формационной модернизации в сфере МК.

3. Модели и виды коммуникации. Социальные интересы аудитории в сфере связей с общественностью. Эволюция и генезис МК. Развитие тео­рий массовой коммуникации и информации в XX в.

Роль средств МК в различных формах коммуникации. Психологиче­ский механизм коммуникации. Популярная, элитарная, качественная и массовая пресса. Пресса и модернизация общества. Роль информации в социальных институтах и технологии средств МК в реализации интересов социальных групп. Общая характеристика видов коммуникации: меж­личностная, специализированная. Коммуникативная личность.

Теоретические модели и уровни коммуникации. Массовая коммуни­кация. Массовая аудитория. Информационная революция и СМК. Со­циальные интересы аудитории МК.

4. Проблемы власти и СМК. Особенности возникновения и развития МК. Теоретические подходы к проблеме свободы и контроля СМИ: тео­логический, естественный, утилитарный и «свободный обмен мнения­ми». Проблема представительства интересов. Цензура. Защита свободы выражений, убеждений. Факторы ограничения свободы информации: частная собственность на СМК, их монополизация. Плюрализм комму­никативного политического пространства. Информационный продукт и его потребитель в условиях рыночного плюрализма, дискретной социо­культурной, информационной динамики общества. Человек как объект МК.

Информационная безопасность. Характер опасностей и угроз. Кон­цепция национальной безопасности РФ.

5. Социологические представления о МК. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации. Причины обращения аудитории к СМК. Ау­дитория МК: взаимодействие, воздействие, эффективность воздействия средств МК на аудиторию. Потенциальная и реальная аудитория. Деятель­ность средств МК в реализации интересов социальных групп.

Классификация функций МК Б. Грушиным. Проблема формирова­ния и выражения общественного мнения. Изучение эффективности воз­действия СМК на целевую аудиторию.

6. Эволюция социологических представлений о роли СМК. Генезис ком­муникации: элементы теории коммуникации в «Риторике» Аристотеля. Коммуникация второй половины XIX в. Культура МК. Гуттенберг -Мак-Люэн. Тоталитарная и демократическая модели взаимоотношений в МК. Одно- и двухступенчатая модели коммуникации; понятие «лидер мнений», «привратник».

Критерии и классификация уровней коммуникативных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: