Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.

В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.

Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.

Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).

Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.

Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.

Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.

Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы(кадастровые карты, планы, схемы).

Архивно-информационная – создает многоцелевой специализированный комплекс для накопления, хранения, обработки, передачи данных о земле и недвижимости заинтересованным юридическим и физическим лицам на базе современных технических средств.

Основные принципы ведения кадастра недвижимости установлены федеральным законом №221 от 24.07.2007 г «О государственном кадастре недвижимости»

1. Единство системы кадастровой информации и документации, стандартизованный подход к составу, структуре и способам хранения информации.

ГКН осуществляется на всей территории Российской Федерации на основе единой технологии, единой системе информации и документации, обеспечивая общедоступность и непрерывность актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и электронных носителях, приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Особенности соответствующего взаимодействия органа кадастрового учета и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших документов (заявочный принцип). Кадастровый учет проводится только в результате волеизъявления физических, юридических лиц или органов государственной власти и местного самоуправления.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В государственный кадастр недвижимости вносятся и сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (

1.3Организация кадастровой деятельности в России

Учетом и оценкой земель и объектов недвижимости в разные годы занимались различные организации (табл.1.)

С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно Закону орган кадастрового учета Росреестр (с 1 марта 2009 года Роснедвижимость и Роскартография упразднены) курирует вопросы ведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН), который содержит как сведения о кадастровом учете земельных участков, так и информацию о технической составляющей объектов недвижимости.

Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению ГКН осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457. Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее – обособленные подразделения).

Таблица 1

Функции органов земельной службы по проведению учета земель и объектов недвижимости

Наименование органа, осуществляющего кадастровый учет земель До 1990 года 1990-2000 гг. С 2001 по настоящее время
Отделы землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР Учет количества и качества земель - -
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству РФ   Учет количества и качества земель  
Территориальные отделы Росреестра РФ     Учет количества и качества земель
Федеральные государственные земельно-кадастровые палаты (ФГУ ЗКП)     Кадастровый учет земельных участков с 2008 г ГКУОН
Органы Ростехинвентаризации   Технический учет зданий,помещений, объектов капиталь-ного строительства (до 01.01.2010 г) Техническое опи-сание объектов недвижимости (с 2010 г)

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенный в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 реорганизованы в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации.

Основная цель службы - оказание более доступных и качественных услуг в сфере недвижимости и прав на нее, а также формирование российской инфраструктуры пространственных данных, востребованных во всех секторах российской экономики. Создание нового ведомства необходимо для унификации административных процедур, повышения управляемости, технологического объединения информационных систем, что позволит снизить издержки государства, граждан и организаций. В настоящее время для оформления прав собственности, например на дачу, гражданам не придется обивать пороги разных ведомств, а достаточно будет обратиться в "одно окно".(многофункционального центра)

Государственный технический учет объектов недвижимости осуществлялся органами БТИ до 01.01.2010 г. В переходный период органы БТИ в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдавали кадастровые паспорта объектов недвижимости

К тому же, начиная с 2012 года, Росреестру подведомственны функции и полномочия федеральной регистрационной службы, в части ведения Единого государственного реестра прав объектов недвижимости и сделок с ними (ЕГРП).

Закон устанавливает перечень работ, которые необходимы для подготовки документации для целей проведения кадастрового учета объекта недвижимости (кадастровая деятельность). При этом кадастровую деятельность вправе осуществлять физические лица, которые имеют квалификационный аттестат кадастрового инженера. Успешно сдавшим аттестацию лицам, квалификационные аттестаты предоставляются органом исполнительной власти субъектов РФ. Орган кадастрового учета ведет Государственный реестр кадастровых инженеров, которые осуществляют свою деятельность либо индивидуальную, либо в качестве индивидуальных предпринимателей, либо в качестве работников юридического лица.

Кадастровые работы осуществляются на основании, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством, договора подряда на выполнение кадастровых работ, который является публичным договором. Результатом кадастровых работ являются следующие документы:

- межевой план (земельного участка);

-технический план (строения, сооружения, объекта незавершенного строительства);

- акт обследования (в случае снятия с учета объекта недвижимости).

Важным нововведением является установление порядка согласования местоположения границ земельных участков. Так, согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством отправления с уведомлением о вручении и по адресам электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, либо опубликовывается в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее, чем за 30 дней до дня проведения данного собрания.

Кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года. При этом до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять землеустроительные организации.

Ликвидировать очереди министерство надеется и за счет еще нескольких новаций. Пока общий поток сильно тормозят корпоративные клиенты - представители фирм, оформляющих сразу по нескольку сотен объектов недвижимости. В министерстве собираются "отделить" корпоративных клиентов от обычных граждан. Представители фирм смогут общаться с регистрирующими органами на специальном сервере и не выходя из собственного офиса. В настоящее время в офисах установлены и терминалы для граждан, так называемые информаторы, где можно будет записаться в "электронную очередь", уточнить, какой пакет документов надо представить на регистрацию, заполнить некоторые бланки. В некоторых регионах начинаются создаваться многофункциональные центры, в которых заявители могут обратиться для оказания государственных услуг в «Одно окно»

Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: