Руководство: власть и партнерство

Власть – это возможность оказывать влияние на поведение людей.

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть - это власть должности, лицо ее занимающее имеет официальное место в структуре управления организацией и наделено соответствующими полномочиями. Измеряется такая власть либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.

Реальная власть - это власть как по должности, так и по авторитету (по всеобщему признанию значимости руководителя в силу его профессиональных и личностных качеств).

Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это положительный момент, т.к. чем больше власти сосредоточено в руках одного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

Различают несколько видов источников власти: все они имеют либо личностную, либо организационную основу.

 
 


Источники личностной основы власти:

Экспертная власть - это способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умения и навыков, а также наличия специальных знаний. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.

Власть примера (эталонная власть) связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы (сила личных качеств). Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Законная власть. Все формальные руководители пользуются законной властью, т.к. им делегированы полномочия управлять другими людьми. Исполнитель знает, что руководитель имеет право отдавать приказания, а его обязанность подчиняться им.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть.

Некоторые люди имеют ярко выраженную потребность во власти (теория мотивации Д. Мак Клелланда), поэтому они пытаются влиять на других: дают настойчивые советы и стремятся оказать помощь; укрепляют свою репутацию и т.д.

Источники, составляющие организационную основу власти:

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель власти может влиять на конкретное решение.

Вознаграждение - один из самых давних и широко используемых источников власти. В зависимости от ожидаемого уровня вознаграждения, подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения;

Принуждение. Руководителем может влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т. д. Подчиненные следуют указаниям руководителя, так как боятся быть наказанными.

Власть над ресурсами. Организация для осуществления своей деятельности нуждается в различных ресурсах: материальных, трудовых, финансовых. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через ассоциацию его с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не о реальных связях, а лишь о вере в реальность существования этих связей у тех, на кого оказывается влияние. Нередко жаждущие власти такого рода прибегают к созданию легенд и слухов о себе.

Наряду с перечисленными формами и источниками власти в менеджменте существует партнерское влияние.

Партнерство – это форма сотрудничества руководителей и исполнителей, построенная на взаимозависимости интересов, доверии, открытости и взаимопомощи.

Исполнителей можно побудить к активному сотрудничеству используя 2 формы партнерского влияния:

- убеждение

- участие

Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Убеждение оказывает влияние тем, что доводит до сознания исполнителя, что сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность, какой бы она ни была. Успех убеждения зависит от того, как руководитель умеет использовать логические доводы и психологические приемы воздействия на исполнителей.

Участие. Используя участие работников в управлении можно влиять на них даже больше, чем посредством убеждения. Используя коллегиальные методы принятия решений руководителю необходимо просто направлять усилия коллектива, способствуя свободному обмену информацией. Участвуя в принятии управленческих решений, работники удовлетворяют потребности во власти, компетентности, самовыражении. А при реализации принятого решения будут работать более усердно, т.к. чувствуют свою причастность к данному решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: