double arrow

Острый период респираторных заболеваний

Я думаю, не надо убеждать вас в том, что постановка диагноза целиком относится к компетенции специалиста, то есть врача. Следовательно, задержки с обращением к доктору быть не должно. И как только вы точно узнаете,, какой недуг вас постиг, немедленно открывайте соответствующий раздел изложенных ниже рекомендаций и приступайте к проведению оздоровительных физкультурных мероприятий.

Грипп

Грудной и ясельный возрасты. Основная задача: умело используя комплекс средств физической культуры и гигиенических мероприятий, создать организму ребенка благоприятные физиологические условия для борьбы с вирусной инфекцией. А это значит, что ЗО—40 мин надо поддерживать высокую температуру тела в условиях строгого постельного режима и затем искусно понижать ее холодным обливанием или купанием, надежно предупреждая тем самым перегревание организма, столь губительное для малышей. Таким образом, весь острый период болезни пройдет для организма в физиологически выгодных условиях, в результате наступит выздоровление.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, своевременное переодевание больного и перестилание его постели днем и ночью.

Физкультурный уход за ребенком, больным гриппом, ведите по часовому циклу круглосуточно до наступления выздоровления, используя следующие средства. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание тела ребенка холодной водой из ковша, наполняемого из крана или заранее приготовленной емкости. Дозировка: н. — б ковшей, ф. — 8—10 ковшей. Промокание тела пеленкой или простынкой. Массаж грудной клетки, рук и ног — 4 мин. Основные

Приемы: поглаживание, легкое растирание, «тесто», «гусеничка».

Укрыть ребенка фланелевой простынкой и провести массаж лица — 1—2 мин. Отнести ребенка голышом в ванную комнату и хорошенько умыть его холодной водой, по возможности промыть ему нос, попросить его прополоскать горло и дать выпить пару глотков воды.

Грудному ребенку сделать ВЫЖл на груди в области 11—12-го ребер и диафрагмы 3 раза по 5—б с. Детям ясельного возраста сделать привычное ВЫЖ (лежа, сидя или стоя). Дозировка: н. — по 6—7 с, ф. — по 8—10 с — З—4 раза.

Одеть ребенка, повязать ему на голову платок и уложить в постель под достаточно теплое одеяло, оставив открытым только лицо.

Отдых лежа в постели до следующего купания.

Методические замечания. При появлении обильного пота у больного ребенка, промокните влагу на лице и постойте рядом 8—10 мин, чтобы принять необходимые меры при возможном ознобе. По истечении этого времени совершайте купание или обливание. Хорошо, если ребенок будет стоять при этом в тазу, из которого его можно окатить в дополнение к обливаниям из ковша. Массаж лица, грудной клетки и конечностей предупредит отек слизистой носоглотки, нормализует состояние бронхов и легких, улучшит кровообращение и обмен веществ в организме. Выжимания обеспечат нужную глубину дыхания у больного. Возникший при этом кашель не должен вас пугать.

Учитывая способность организма в состоянии лихорадки молниеносно отвечать на слабые холодовые раздражители отеком слизистой носоглотки, я настоятельно советую тщательно оберегать ребенка от случайного озноба. Справившись с этим, вы решите еще одну важную задачу; предупредите присоединение к основному заболеванию вторичной инфекции. Это значит, что не разовьются ни острый насморк, ни ангина, и если есть уже у ребенка хронические неспецифические очаги инфекции в придаточных пазухах носа, бронхах и легких, то и они не активизируются.

Физкультурный уход за больным хорош еще и тем, что в результате использования водных процедур во время болезни организм ребенка нисколько не теряет присущую ему закаленность, в то время как при обычном постельном режиме закаленность у ребенка полностью пропадает.

Дошкольный возраст. В этом возрасте организм ребенка все еще не способен долго «терпеть» высокую температуру тела, которая обычно характерна для данного заболевания. Это учтено в рекомендациях. Основные задачи: применением комплекса средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму больного благоприятные условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить присоединение бактериальной дыхательной инфекции, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность и некоторую физическую активность ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия те же, что и в более младшем возрасте плюс диафрагмальное дыхание во время массажа грудной клетки и даже в постели, поскольку вы можете управлять действиями ребенка.

Всю работу следует проводить в рамках 1—1,5-часового цикла круглосуточно до наступления периода выздоровления, используя следующие мероприятия. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание больного, стоящего в тазу, холодной водой из душа или ковша до наполнения таза. Затем присевшего ребенка облить из этого таза. Дозировка: н. — 3 раза, ф. — 5—6 раз (по самочувствию).

Как вариант водной процедуры: не прибегая к теплой воде, сразу купайте больного в холодной ванне. Дозировка:

н. — 2—3 мин (суммарно — стоять и лежать в ванне), ф — 4 мин или больше (по желанию больного).

Промокание тела банным полотенцем.

Одеть и обуть ребенка.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами — -2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки и рук — 5—б мин. Основные приемы: поглаживание, растирание, «живот — грудь», «лопатки — руки», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание.

ВЫЖс (предельно долго) — 6 раз. Уложить ребенка в постель, полностью защитив его от случайного озноба (укрыть, оставив открытым только лицо), сразу же растереть ему подошвы догоряча.

Отдых до начала следующего цикла. Во время отдыха сериями по 3 выражение диафрагмальных дыхания, с отдыхом в 3—4 мин в естественном дыхании, тренировать мускулатуру грудной клетки и брюшного пресса и нормализовать внешнее дыхание.

Методические замечания. Методические замечания в основном те же, что и при занятиях с детьми более раннего возраста. Но есть и дополнение. Так, нужно объяснить ребенку, что необходимо следить за носовым Дыханием и появлением жара или обильного пота. Своевременное сообщение об этом и ваши направленные действия позволят избежать ошибок в домашней физкультурной программе. За весь острый период болезни ребенок, естественно, не должен получать никакой пищи (как правило, есть в этот период совсем не хочется), ему полезно только обильное питье.

Школьный возраст. Острый период респираторных заболеваний у закаленных школьников протекает достаточно быстро, как правило, с высокой температурной реакцией организма, при вполне удовлетворительном самочувствии и без осложнений. При прочих равных условиях (занятия физкультурой в домашних условиях по указанным ниже рекомендациям) к незакаленным детям выздоровление приходит не столь быстро, в острый период отмечаются сравнительно пониженная температурная реакция, часто плохое самочувствие, а иногда и осложнения. Все это читатель должен понимать и стремиться к высокому качеству домашней физкультурной работы, чтобы выражение сокращалось количество дней болезни, а вместе с тем уменьшались бы и пропуски занятий в школе, равно как и непроизводительные потери им самим рабочего времени по больничным листам.

При гриппе предстоит решать такие основные задачи: комплексным применением необходимых средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму больного благоприятные физиологические условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить возможное присоединение бактериальной инфекции, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность организма и провести весь острый период болезни при достаточной физической активности ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия остаются теми же, что и у дошкольников: холодная и теплая вода, массаж, диафраг-малы-юе дыхание и выжимания, своевременное переодевание больного и перестилание его постели, полный отказ от пищи на весь острый период (в практике — до 9 суток).

Физкультурные мероприятия должны проводиться по 1—1,5-часовому циклу и включать следующие процедуры.

Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин.

Обливание больного, стоящего в тазу, холодной водой ковшом или из душа до наполнения емкости. Затем присевшего ребенка облить из этого таза. Дозировка: н. — 3 раза, ф. — 5—б раз (по самочувствию). Отличный вариант этой водной процедуры — не пользуясь теплой водой (а у кого-то ее может и не быть), сразу обливайте больного холодной (колодезной или водопроводной) водой из ведра или таза или купайте в холодной ванне (н. — 2—4 мин суммарно, стоя или лежа в ванне, ф. — 4 мин или более (по желанию ребенка).

Промокание тела банным полотенцем.

При отсутствии лихорадки и удовлетворительном самочувствии побегать трусцой босиком — 3 мин. Если начнется озноб, сразу оденьте и обуйте ребенка.

Массаж или самомассаж лица в сочетании с водными процедурами — 1—2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж или самомассаж грудной клетки — 6 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание, растирание «враздрай», «живот — грудь», «лопатки — руки», «тесто», «гусеничка», похлопывание, выкручивание.

ВЫЖс (н. — как можно дольше, ф. — до 10 с) — б раз.

Массаж или самомассаж подошв — 2 мин. Уложить больного в постель, полностью защитив его от случайного контакта с холодовыми раздражителями. Обильное питье.

Отдых до начала следующего цикла. Все это время упражняться в диафрагмальном дыхании.

Методические замечания. Если после купания у больного самочувствие будет удовлетворительным, а пульс не выше 100—110 уд/мин, не откажите ему в удовольствии побегать трусцой. На третьей минуте бега посчитайте пульс за 5 с. Если результат превысит 10 ударов, заканчивайте бег, перейдите на ходьбу с диафраг-мальным дыханием (2—3 мин) — ив постель.

Взрослые. Основные задачи: умелым применением комплекса средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму наиболее благоприятные физиологические условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить присоединение бактериальной Дыхательной инфекции и развитие других осложнений, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки, сочетание естественного и выражение диафрагмального дыхания, ВЫЖс, ходьба, своевременное переодевание и перестилание постели, обильное питье и полный отказ от пищи.

Все процедуры следует проводить в рамках 1—1,5-часового цикла круглосуточно до наступления периода выздоровления в следующем порядке.

Смыть пот теплой водой и мылом. 2 мин. При отсутствии соответствующих условий растереть тело сухим банным полотенцем.

Водные процедуры: холодная ванна (н. — суммарно 3—4 мин, стоя и лежа, ф. — 4 мин и более (по самочувствию); или холодный душ и обливание тела из таза (н. — 3 раза, ф. — 5—6 раз (по самочувствию); или холодный душ (н. — 2—4 мин (по самочувствию), ф. — 4 мин и более (по самочувствию); или обливание колодезной водой из ведра (н. — 2—3 раза, ф. — 4 раза и более (по самочувствию).

Промокание тела банным полотенцем.

Надеть свежее белье, лыжную шапочку.

Ходьба босиком при отсутствии лихорадочного состояния — 1—2 мин.

Надеть теплые носки и домашние туфли.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами -— 1—2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки — 6 мин. Основные приемы:

поглаживание, растирание «враздрай», «живот — грудь», «тесто», похлопывание, точечная вибрация на межреберных промежутках, «гусеничка», выкручивание.

ВЫЖс (предельно долго) — б раз.

Лечь в постель, укрыться, оставив открытым только лицо.

Отдых до наступления следующего цикла процедур. Периодически — выражение диафрагмальное дыхание и кашель.

Методические замечания. Короткий путь от постели до ванной комнаты не грозит простудой — спокойно раздевайтесь и идите под душ. При растирании тела сухим банным полотенцем, если чувствуете недомогание, можно воспользоваться чьей-либо помощью. В ходе водных процедур в ванне хорошо сделать себе массаж лица, и тогда после купания он не понадобится. Иногда самочувствие больного после холодной ванны позволяет ему только дойти до постели, и в таких случаях массаж и выжимания нужно отложить до лучших времен, но обязательно растереть подошвы догоряча. Исключительно вазк' но в течение всего острого периода болезни не допускать озноба — вовремя менять пропотевшую шапочку или платок, поворачивать подушку и одеяло сухой стороной, даже кисти рук постоянно держать под одеялом. В случае озноба немедленно приступайте к новому циклу физкультурных мероприятий во избежание простуды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: