Эксперимент как метод научного исследования

«Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 797).

Эксперимент – надежный способ получения достоверных данных. Эффективное его использование в научном исследовании зависит от подготовленности исследователя, умения организовать работу, знания структуры, функции, принципов и условий проведения эксперимента.

Различают два вида эксперимента: натуральный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный).

В любом эксперименте можно выделить три этапа:

1) организационно-прогностический;

2) содержательно-процессуальный;

3) аналитико-корректирующий.

Организационно-прогностический этап реализуется через следующие операции:

– определение темы и цели исследования;

– выбор предмета экспериментальной работы;

– планирование проведения экспериментальной работы;

– определение этапов хода эксперимента;

– определение критериев эксперимента.

Содержательно-процессуальный этап включает в себя:

– отбор содержания эксперимента;

– проведение самого эксперимента;

– стимулирование участников;

– сбор информации о ходе эксперимента.

Аналитико-корректирующий этап связан:

– с анализом полученных данных;

– со сверкой полученных материалов с целью, задачами и гипотезой;

– с коррекцией эксперимента, если есть отклонения;

– с обработкой материалов.

Эксперимент – трудоемкий, сложный метод исследования. Используется несколько видов экспериментов:

а) констатирующий позволяет выяснить реальное состояние явления или процесса. Его задачей является определение исходных основ организации и поведения базового эксперимента.

б) преобразующий (созидательный) имеет целью проверку гипотезы, позволяет выяснить новые связи, отношения, свойства, принципы, закономерности, пути совершенствования процесса;

в) проверочный (контрольный) имеет целью перепроверку полученных результатов на достоверность, уточнение ранее сформулированных теоретических выводов.


КРУГ ПРОБЛЕМ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: