«Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 797).
Эксперимент – надежный способ получения достоверных данных. Эффективное его использование в научном исследовании зависит от подготовленности исследователя, умения организовать работу, знания структуры, функции, принципов и условий проведения эксперимента.
Различают два вида эксперимента: натуральный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный).
В любом эксперименте можно выделить три этапа:
1) организационно-прогностический;
2) содержательно-процессуальный;
3) аналитико-корректирующий.
Организационно-прогностический этап реализуется через следующие операции:
– определение темы и цели исследования;
– выбор предмета экспериментальной работы;
– планирование проведения экспериментальной работы;
|
|
– определение этапов хода эксперимента;
– определение критериев эксперимента.
Содержательно-процессуальный этап включает в себя:
– отбор содержания эксперимента;
– проведение самого эксперимента;
– стимулирование участников;
– сбор информации о ходе эксперимента.
Аналитико-корректирующий этап связан:
– с анализом полученных данных;
– со сверкой полученных материалов с целью, задачами и гипотезой;
– с коррекцией эксперимента, если есть отклонения;
– с обработкой материалов.
Эксперимент – трудоемкий, сложный метод исследования. Используется несколько видов экспериментов:
а) констатирующий позволяет выяснить реальное состояние явления или процесса. Его задачей является определение исходных основ организации и поведения базового эксперимента.
б) преобразующий (созидательный) имеет целью проверку гипотезы, позволяет выяснить новые связи, отношения, свойства, принципы, закономерности, пути совершенствования процесса;
в) проверочный (контрольный) имеет целью перепроверку полученных результатов на достоверность, уточнение ранее сформулированных теоретических выводов.
КРУГ ПРОБЛЕМ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ