Влияние видимого света на жизнедеятельность организмов

Оборудование: компьютеры, электронный учебник «Открытая биология»

Свет как экологический фактор имеет важнейшее значение уже потому, что является источником энергии для процессов фотосинтеза, т.е. участвует в образовании органических веществ из неорганических составляющих. Он играет большую и разнообразную роль в различных жизненных процессах у животных, что определяется его физическими свойствами.Свет обусловливает синтез витамина Д у человека. Длительное воздействие ультрафиолетовых лучей может вызвать повреждение тканей, особенно у животных; в связи с этим выработались защитные приспособления – пигментация (загар у европейцев и темная кожа у жителей Африки), поведенческие реакции избегания.

Строго говоря, в экологии под термином «свет» подразумевается весь диапазон солнечного излучения, представляющий собой поток энергии в пределах длин волн от 0,05 до 3000 нм и более. Этот поток радиации распадается на несколько областей, отличающихся физическими свойствами и экологическим значением для живых организмов.

Для животных видимая часть спектра связана, прежде всего, с ориентированием в окружающей среде. Зрительная ориентация свойственна большинству дневных животных и используется как источник сложной информации о внешних условиях. Ослабление интенсивности света вызывает адаптивные перестройки органов зрения (у ночных форм, подземных и глубоководных организмов): редукция глаз, развитие гипертрофированных глаз, генерирование собственного светового излучения (порядка 0,1мкВт/кв.см).

В процессе фотосинтеза свет используется как источник энергии, которая используется пигментной системой (хлорофилл либо его аналоги). В результате происходит расщепление молекулы воды с выделением газообразного кислорода, а энергия, полученная фотохимической системой, утилизируется для преобразования диоксида углерода в углеводы:

2816кДж

6СО2 + 6Н2О ХЛОРОФИЛЛ С6Н12О6 + 6О2

Способность использовать лучистую энергию у хлорофилла и зрительных пигментов животных очень близка; поэтому в спектре солнечного излучения область фотосинтетически активной радиации (ФАР) практически совпадает с диапазоном видимой части спектра с длиной волны порядка 400-700 нм.

Зелёный лист поглощает в среднем 75% падающей на него лучистой энергии. Но коэффициент использования её на фотосинтез невысок: 1-10%. Остальная энергия переходит в тепловую, которая затрачивается на транспирацию и другие процессы.

Наиболее важные факторы, влияющие на уровень фотосинтеза, - температура, свет, диоксид углерода и кислород.

Минимальное освещение, при котором поглощение диоксида углерода для фотосинтеза равно выделению его при дыхании, называют точкой компенсации.

Норма содержания СО2 в атмосфере составляет 0,57 мг/л. Повышение концентрации до определённых пределов ведёт к усилению фотосинтеза, затем при концентрации 5-10% (против нормальной 0,013%) фотосинтез ингибируется.

Свет представляет собой первично-периодический фактор: закономерная смена дня и ночи, как и сезонные изменения длины светлой части суток, происходят с жёсткой ритмичностью, которая определяется астрономическими процессами и на проявления которой не могут повлиять условия и процессы, осуществляющиеся на Земле.

В эволюции большинства групп живых организмов основное синхронизирующее значение закрепилось за закономерными изменениями светового режима (фотопериодическая регуляция).

Режим освещения выступает в роли сигнального фактора, который определяет время начала и окончания активности. Наиболее отчётливо это проявляется в суточных ритмах жизнедеятельности организмов. В связи с сезонными изменениями длины дня у многих видов сдвигается и время активности.

В основе суточных ритмов жизнедеятельности лежат наследственно закреплённые эндогенные циклы физиологических процессов с периодом, близким к 24 ч. Циклические процессы такого рода получили название циркадианных (циркадных) (от лат. Circa – около и dies – день). В эндогенном ритме имеются две фазы длительностью около 12 ч каждая: световая и темновая.

Не следует забывать, что для нормальной жизнедеятельности организмов важен не только свет, но и ночь, темнота. Так, у млекопитающих сетчатая оболочка глаза, как известно, состоит их фоточувствительных рецепторов – палочек и колбочек. Когда лучи света попадают на сетчатку, в ней происходит ряд химических превращений зрительных пигментов, родопсина для палочек и иодопсина для колбочек. В результате энергия света и цвета превращается в биоэлектрические сигналы. Родопсин под действием света претерпевает ряд химических изменений, в результате чего из соединения пурпурного цвета превращается в ретинен (желтого цвета) и белковый остаток. При дальнейшем действии света ретинен превращается в бесцветный витамин А. В темноте же происходит обратная реакция – восстановление витамина А через ряд стадий с участием ферментов в родопсин.

Задание 1: ознакомьтесь с информацией. Определите значение света как экологического фактора. Предложите практическое применение этой информации.

Фотосинтез. В среднем 1-5% падающего на растения света используется для фотосинтеза (рисунок 7.4). Фотосинтез – источник энергии для остальной пищевой цепи. Свет необходим для синтеза хлорофилла.

Рисунок 7.4 – Роль света и воды в жизни растения

Транспирация. Примерно 75% падающей на растения солнечной энергии расходуется на испарение воды, что способствует транспорту веществ по сосудам; это важно в связи с проблемой сохранения воды (рисунок 7.4).

Фотопериодизм. Важен для согласования жизнедеятельности растений и животных (особенно размножения) с временем года.

Движение. Движения побега и листьев важны для получения растением достаточного количества света. Движения у простейших (эвглена зеленая) и одноклеточных водорослей (хламидомонада) необходимы для нахождения подходящего местообитания.

Задание 2:

1 Посмотрите модель 10.10. (Глава 10.10 – Развитие побега из почки) Укажите условия развития листьев из почек.

2 Посмотрите модель 10.11. (Глава 10.11 – Образование годичных колец у растений) Подберите условия образования колец разной толщины. Запишите полученные данные, укажите эти условия.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какими должны быть условия внешней среды, чтобы обеспечить процесс размножения растений?

2 Дайте характеристику света как экологического фактора.

3 Если свет необходим в жизни растений, то какую роль играет отсутствие света (ночь)?

4 Каково биологическое действие различных участков спектра солнечного излучения?

5 Почему наземные растения и водоросли, растущие на мелководье, имеют зелёный цвет, а глубоководные водоросли красные и бурые?

6 В чём проявляется фотопериодизм растений?

7 Покажите значение света и темноты в жизни животных.

8 Почему у ночных животных большие глаза?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: