Одним из принципов всеобщего управления качеством является то, что в основе принятия решений должны быть только факты, а не интуиция. Вопросами сбора, обработки и анализа результатов измерений показателей качества занимается математическая статистика, которая включает огромное количество различных методов, разработанных к настоящему времени. Многие из современных статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса.
В результате практического опыта контроля качества продукции из всего множества методов выбрано семь основных:
* контрольный листок;
* гистограмма;
* диаграмма разброса;
* метод стратификации (расслаивания данных);
* диаграмма Парето;
* причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы);
* контрольные карты.
Эти методы можно понять и использовать без специальной математической подготовки. При всей своей простоте они позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их. Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой качества.
|
|
Статистические методы - это то средство, которое необходимо изучать, чтобы внедрить управление качеством. Они - наиболее важная составляющая комплексной системы контроля всеобщего управления качеством. Основное их назначение - контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. Применение статистических методов - весьма важный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов.