Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реали­зуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляет­ся в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в от­правлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Феде­рации, ст. 8 Закона о судебной системе.

Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Феде­рации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон о су­дебной системе, российские АПК, ГПК и УПК конкретизируют это общее положение. На основе указанных нормативных актов можно сделать вывод, что такое участие осуществляется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществлении правосудия по уголовным и граждан­ским делам в случаях, предусмотренных процессуальными кодексами. При этом присяжные заседатели участвуют лишь по уголовным делам, притом на уровне областных и им соответствующих судов'.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользу­ются всеми правами судьи. Они, как и профессиональные судьи, независи­мы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам народ­ные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья) подает свой голос последним2.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в район­ном суде (гарнизонном военном суде) осуществляется путем случайной выборки из общего списка народных заседателей, сформированного реше­нием законодательного органа субъекта Федерации. Для участия в рас­смотрении конкретного дела в районном суде народные заседатели отби­раются путем жеребьевки из числа отобранных заседателей путем выборки.

1 Закон о военных судах предусматривает образование судов присяжных (ст 10, 15, 28), но они фактически не образованы.

2 С введением в действие 1 января 2004 г. п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ о рассмотрении уголовных дел коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции прекращается деятельность народных заседателей по рассмотрению уголовных дел (см. п. 2 Федерального закона от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ''О введении в дейст­вие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"»).

Глава 5. Конституц принципы организации и деят органов судебной власти 101

Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, -пять лет1.

Отбор народных заседателей в вышестоящих судах осуществляется по такому же принципу2.

Своеобразно решен вопрос об участии арбитражных заседателей Ар­битражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ч. 3 ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции рассматривает дела, возникшие из гражданских и иных правоотношений, в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с их (арбитражных заседателей) участием.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разде­лены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судь­ей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 339 УПК). Присяжные могут вынести обви­нительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения и другие вопросы (ст. 339, 343 УПК РФ). Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдатель­ный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательно вынесение обвинительного приговора (чч. 4 и 5 ст. 348 УПК). Однако при всех усло­виях вопросы наказания судья решает единолично.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Колле­гия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседате­лей и двух запасных (ст. 328 УПК).

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуще­ствлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущен­ные законом разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непо­средственного отправления правосудия (в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей).

Принцип участия граждан (населения) закреплен во многих статьях Уголовно-процессуального кодекса. В частности: а) ст. 140 УПК рассмат-

См. ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 17 ноября 1999 г. (2 января 2000 г.) № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158).

См. там же, ст. 6, 7 Закона.

Раздел I Общие положения

ривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления граж­дан; б) ст. 103 УПК допускает личное поручительство в качестве мер пре­сечения; в) ст. 160, 170 регламентируют участие граждан в качестве поня­тых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Действующий УПК допускает при осуществлении правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника подсудимого (ч. 2 ст. 49 УПК). Наконец, нельзя не назвать такого массового участия граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: