Органы предварительного следствия и их задачи

Основной формой предварительного расследования является предвари­тельное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи прокуратуры, следователи органов Федеральной службы безопасности, следователи след­ственных подразделений при органах внутренних дел и следователи Феде­ральной службы налоговой полиции.

Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) оп­ределена уголовно-процессуальным законом (ст. 151 УПК РФ) по предмет­ному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний).

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, кото­рые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступле­ния, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совер­шении преступления, принимать меры по возмещению причиненного пре­ступлением ущерба (вреда), устранению причин и условий, способство­вавших совершению преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специ­альными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следовате­лем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступле­нии, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении

1 Ведомости ВС СССР. 1959. № 1 Ст 15.

2 Ведомости ВС СССР. 1963. № 16 Ст. 121

См. гл. 12 учебника.

Раздел IV. Органы предварительного расследования

преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализа­ции судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Имен­но от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обос­нованность и справедливость судебного приговора.

Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголов­ное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии со ст. 37 УПК про­курор вправе принять к своему производству уголовное дело или передать его от одного органа предварительного расследования другому с соблюде­нием правила подследственности. Прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследова­ние, как отмечалось, в полном объеме по любому уголовному делу. В по­следних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, про­курор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из пол­номочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (различ­ные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступле­ниях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 2 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами федераль­ной службы безопасности, органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных и некоторых других органов, военнослужащими и по уголов­ным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следует отметить одну из новелл нового уголовно-процессуального за­конодательства, заключающуюся в том, что соответствии с одним из призна­ков подследственности - персональным - УПК РФ сейчас определяет под­следственность следователей прокуратуры по уголовным делам о преступле­ниях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государствен­ной Думы, депутатами законодательного органа субъекта Федерации, депу­татами, членами выборного органа местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и по преступлениям, совершен­ным в отношении указанных лиц.

Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи ко­торой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военно­служащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призван­ными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лица­ми, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Воору­женных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц.

Если расследуется уголовное дело в отношении группы лиц, в составе которой имеются военнослужащие и гражданские лица, или, например, если дело о совершенных преступлениях подследственно следователю военной прокуратуры в одной части, а в другой - следователю соответст­вующих подразделений при органах внутренних дел, то все дело расследу­ется следователем военной прокуратуры с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законом правил относительно соединения и выделения уголовных дел.

Следственный аппарат при органах внутренних дел был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предва­рительного следствия органам охраны общественного порядка»1. Следова­телям этого аппарата подследственны уголовные дела о преступлениях против личности, против собственности, против общественной безопасно­сти и общественного порядка, большинство уголовных дел о преступлени­ях в сфере экономической деятельности, в сфере компьютерной информа­ции и о некоторых иных преступлениях, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах Федераль­ной службы безопасности в Российской Федерации», принятого Государст­венной Думой 22 февраля 1995 г.2, правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Фе­деральной службы безопасности. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: уголовные дела о большинстве преступлений против основ кон­ституционного строя и безопасности государства (государственная измена,

1 Ведомости ВС СССР. 1963. № 16. Ст. 181. Заметим, что приказом по НКВД в 1940 г. был создан следственный аппарат, просуществовавший в системе МВД до принятия в 1958 г. Основ уголовного с}'допроизводства. 2СЗРФ. 1995. №15. Ст. 1269.

Раздел IV. Органы предварительного расследования

шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы Российской Федерации, о производстве или распространении оружия массового поражения. Кроме того, им подследственны уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, совер­шенных военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и дру­гих преступлений, предварительное следствие и дознание по которым от­несены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и обществен­ных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение кон­ституционного строя Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах нало­говой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»1 следст­венный аппарат был образован вфедеральных органах на­логовой полиции. На следователей этих органов возложено проведе­ние предварительного следствия по уголовным делам о производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции, уклонении физических лиц от уплаты налогов или страхо­вых взносов в государственные внебюджетные фонды, уклонении от уп­латы налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, об изготовлении, сбыте поддельных марок акциз­ного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их исполь­зовании. Помимо этого, в соответствии с УПК следователи налоговой полиции производят предварительное следствие и по ряду других престу­плений, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Осуществление предварительного следствия является основной, глав­ной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное пору­чение об их проведении руководителям соответствующих органов.

'СЗРФ 1995. №51. Ст. 4973.

Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению посту­пающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассмат­ривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты непосредственно ими в отсутствие прокурора; имеют непосредст­венное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления предварительного следствия по уголовным де­лам наделены также руководители следственных подразделений (ч. 2 ст. 39 УПК). При производстве предварительного следствия указанные должно­стные лица обладают полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и 163 УПК РФ.

Задачи органов предварительного следствия и дознания в УПК РФ в полной мере не сформулированы. Лишь на основе ст. 6 в общем виде мож­но сделать вывод о том, что это назначение состоит в том, чтобы обеспе­чить:

- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуж­дения, ограничения ее прав и свобод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: