Органы по контролю за оборотом наркотиков
1. Совет безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Полномочия Совета и его секретаря были существенно расширены в соответствии с указом президента Российской Федерации № 590 от 6 мая 2011 года.
Статус и полномочия совета безопасности РФ.
Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона России «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом президента от 24 декабря 1993 года № 2288.
|
|
После принятия закона России «О безопасности» 3 июня 1992 года указом президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.
Полное название:
Совет безопасности РСФСР (август — декабрь 1991 года);
Совет по делам Федерации и территорий (25 декабря 1991 года — 3 апреля 1992 года);
Совет безопасности Российской Федерации (с 3 апреля 1992 года);[2]
Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное указом президента России от 7 июня 2004 года № 726. До этого действовали положения об СБ, утвержденные соответственно указами от 2 августа 1999 года № 949 и от 10 июля 1996 года № 1024, ещё раньше — положение о СБ от 3 июня 1992 года.
В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет председатель Совета по представлению секретаря Совета.
|
|
Совет безопасности России разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности, а именно:
рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;
ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.
Состав совета безопасности РФ.
Порядок формирования Совета безопасности определяется президентом России в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом — председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает президент.
В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности)[3]. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения — протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в 2001—2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.
Структура Совета Безопасности Российской Федерации и его аппарата.
Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента.
В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии — основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.
В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет.
Структура аппарата Совета Безопасности
В соответствии с Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726, структурными подразделениями аппарата Совета Безопасности являются департаменты. Эта структура была подтверждена и Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590. Действующая структура аппарата, в соответствии с Положением, была утверждена Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и не была опубликована.
- Секретарь Совета Безопасности
- Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности
- Заместители Секретаря Совета Безопасности
- Помощники Секретаря Совета Безопасности
- Начальники департаментов аппарата Совета Безопасности
Межведомственные комиссии Совета Безопасности (с мая 2011 года).
Положения о комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244, составы комиссий по должностям утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 601. Новые положения о межведомственных комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.
|
|
Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере
Межведомственная комиссия по военной безопасности
Межведомственная комиссия по информационной безопасности
Межведомственная комиссия по общественной безопасности
Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств
Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования
Межведомственная комиссия по экологической безопасности
Научный совет при Совете Безопасности
Деятельность научного совета регламентируется Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.
В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.
Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности.
Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.
2. Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории государства и объединяют самый многочисленный отряд блюстителей правопорядка. Главными задачами ОВД являются борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
|
|
В области борьбы с преступностью ОВД осуществляют: оперативно-розыскную деятельность (ОРД); раскрытие и расследование преступлений в рамках своей компетенции; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц, скрывшихся от органов расследования или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших, похищенного имущества; содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей в изоляторах временного содержания (ИВС).
В области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности ОВД осуществляют: поддержание правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов; лицензирование отдельных видов деятельности; контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории России; охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции ОВД.
Органы внутренних дел, кроме того, в целях выполнения поставленных задач совместно с другими органами власти обеспечивают режим чрезвычайного положения и военного положения, государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; оформление и выдачу документов о реабилитации жертв политических репрессий, возложенные на ОВД соответствующими нормативными правовыми актами.
В состав ОВД входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (Академия управления, Академия экономической безопасности, Московский университет, Санкт-Петербургский университет, академии, институты, колледжи, лицеи), научно-исследовательские (Всероссийский научно-исследовательский институт, Всероссийский институт повышения квалификации), медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД.
Систему территориальных органов МВД России образуют:
1) на окружном уровне (на уровне федеральных округов) — главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
2) на межрегиональном уровне — оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
3) на региональном уровне — министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;
4) на районном уровне — управления, отделы МВД России по районам, городам, и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Бай- канур».
Важнейшей составной частью ОВД являются полиция и органы предварительного следствия.
Управление системой ОВД осуществляет МВД России, которое действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным Положением основными задачами МВД России являются:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
4) управление ОВД РФ и внутренними войсками МВД России;
5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников ОВД, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.
В систему МВД России кроме того входят: органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, а также иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на внутренние войска.
Центральный аппарат МВД России состоит из:
— департаментов: следственного, государственной службы и кадров, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, информационных технологий, связи и защиты информации, по материально-техническому и медицинскому обеспечению, по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, договорноправового, организационно-аналитического;
— главных управлений: вневедомственной охраны, по обеспечению безопасности дорожного движения, по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, по противодействию экстремизму, собственной безопасности, на транспорте, уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции;
— управлений: контрольно-ревизионного, оперативного, организационно-штатного, по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации, по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, оперативно-розыскной информации, по организации дознания, а также Главного командования внутренних войск МВД России и Национального центрального бюро Интерпола.
МВД России подведомственно ФМС России, в отношении которого Министерство осуществляет координацию и контроль1.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.
Министерство внутренних дел России возглавляет министр внутренних дел РФ, который руководит системой ОВД, вправе издавать нормативные правовые акты МВД России, заключать международные договоры РФ межведомственного характера, касающиеся деятельности ОВД, назначать на должности лиц начальствующего состава ОВД. Министр и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, подконтрольного МВД России, ФМС России образована в 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314.
В МВД России действует коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.
Министерство внутренних дел, главные управления, управления МВД России по субъекту РФ осуществляют полномочия ОВД на территории соответствующего субъекта РФ. Названные органы управления ОВД действуют на основании Типового положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 249, а также положений о них, утверждаемых МВД России. В подчинении МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ находятся территориальные органы МВД России на районном уровне (управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям и т.д.), а также иные подразделения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед ОВД, в порядке, установленном российским законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Главные управления МВД России по федеральным округам выполняют следующие основные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции МВД России, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; выявление, предупреждение и пресечение экономических преступлений, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию вопросам деятельности ОВД.
Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.
Полиция, ее структура и полномочия
Главной и неотъемлемой частью ОВД является полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Полиция представляет собой не обособленный орган и не конкретное подразделение МВД России, МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ, горрайорганов, а совокупность структурных подразделений ОВД. Основные направления деятельности, обязанности и права полиции определены Законом о полиции (ст. 2):
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности..
В области борьбы с преступностью и административными правонарушениями полиция обязана, принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.
Важнейшей обязанностью полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; спасение людей и оказание им первой медицинской помощи; охрана по договорам имущества граждан и юридических лиц.
Полиция обязана оказывать помощь другим органам власти в осуществлении ими своих функций. На нее, в частности, возложена обязанность исполнять решения суда (судьи) об административном аресте; охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу, в ИВС; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения и в зоне проведения контртеррористической операции, применять меры безопасности в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также их близких; участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации, осуществлять другие функции.
Для выполнения своих обязанностей полиция вправе: проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию.
Пресекая совершаемое преступление, полиция вправе задерживать подозреваемых в его совершении, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Одним из условий несения службы полиции является предоставленное ей право использовать в случае служебной необходимости транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан; средства связи, принадлежащие организациям, общественным объединениям и гражданам; возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда.
Полиция наделена правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на условиях и в пределах, предусмотренных ст. 18—24 Закона о полиции, ст. 43—47 Закона о содержании под стражей подозреваемых и др.
Прием на службу и увольнение, а также прохождение службы сотрудниками полиции, до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками ОВД, осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1.
На службу в полицию принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком РФ, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению ОРД.
Усиливая требования к полиции в части обеспечения общественного порядка и безопасности личности, оказания физическим и юридическим лицам помощи в защите их прав и интересов, законодатель одновременно повышает требования к лицам, изъявившим желание служить в полиции.
Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о полиции гражданин не может быть принят на службу в полицию в следующих случаях:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;
3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;
5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством РФ перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;
6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) выход из гражданства Российской Федерации;
8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;
9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также если он:
а) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
в) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
г) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции Законом о полиции и другими федеральными законами.
Одновременно повышена ответственность сотрудников полиции за грубые и неоднократные нарушения служебной дисциплины (см. Федеральный закон от 22.07.2010 № 156-ФЗ).
Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений МВД России по субъектам РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Назначение на иные должности в системе МВД России, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава ОВД, и освобождение от этих должностей также осуществляются Президентом РФ.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяется Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции». В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола
Иные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
Внутренние войска МВД России. Внутренние войска МВД России (далее — внутренние войска) входят в его систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.
В соответствии с Законом о внутренних войсках их задачами являются: участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ; участие в территориальной обороне РФ.
Многие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными органами. В частности, совместно с ОВД внутренние войска решают задачи по охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий; по локализации и блокировании районов чрезвычайного положения, контртеррористической операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон.
Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые внутренние войска осуществляют самостоятельно, в их числе несение боевой службы по охране общественного порядка.
Военнослужащие внутренних войск имеют право:
— пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения;
— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;
— осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;
— принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;
— задерживать и доставлять в полицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;
— задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в полицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;
— производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, запрещенных для хранения и использования;
— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых объектов и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск.
Военнослужащие внутренних войск также вправе:
— производить оцепление (блокирование) участков местности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);
— временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.
При несении боевой службы по участию в контртеррористической операции и обеспечению правового режима контртеррористической операции военнослужащим внутренних войск наряду с перечисленными правами предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных ст. 11 Закона о противодействии терроризму.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
органами управления внутренними войсками (ГКВВ, оперативно-территориальные объединения);
соединениями и воинскими частями оперативного назначения; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов; авиационными воинскими частями; морскими воинскими частями;
военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
разведывательными воинскими частями (подразделениями);
воинскими частями (подразделениями) специального назначения; учреждениями (медицинскими, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, научными, связи и др.).
Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел РФ, а управление внутренними войсками — Главнокомандующий внутренними войсками.
Органом управления внутренними войсками в системе МВД России является Главное командование внутренних войск, организация и порядок деятельности которого определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 03.03.1999 № 281.
Главное командование внутренних войск МВД России (далее — Главное командование) является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и предназначено для управления внутренними войсками при выполнении задач, возложенных на них российским законодательством.
Следственные подразделения при ОВД возглавляет Следственный департамент МВД России, который является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России. Его задачами являются организационно- методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия при ОВД, процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организация расследования и непосредственное осуществление расследования по наиболее сложным уголовным делам.
Следственный департамент МВД России входит в структуру центрального аппарата МВД России. Его возглавляет заместитель министра внутренних дел — начальник Следственного департамента МВД России.
В составе ОВД созданы и действуют:
— следственные части в главных управлениях МВД России по федеральным округам;
— главные следственные управления (управления, отделы) при МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъектам РФ;
— следственные управления (отделы) управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на транспорте;
— следственные управления (отделы, отделения, группы) ОВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях.
Федеральная миграционная служба
Федеральная милиционная служба является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным МВД России и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Ее деятельность регулируется Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928.
Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
Задачами ФМС России являются:
— производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
— осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
— оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
— осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
— осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
— разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
— исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
— осуществление контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
— управление территориальными органами ФМС России, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.
Задачами центрального аппарата ФМС России кроме того являются: реализация общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно - правового регулирования в сфере миграции.
В ФМС России образуется коллегия в составе директора (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя руководства МВД России, а также других лиц. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы о деятельности в сфере миграции и принимаются коллективные решения.
Федеральная миграционная служба России возглавляет директор ФМС России. Директор и его заместители назначаются на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В целях выполнения возложенных задач в области миграции ФМС России осуществляет контроль и надзор: за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства; за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.
Принимая участие в регулировании миграционных процессов, ФМС России выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В области паспортно-визового регулирования ФМС России организует и осуществляет в соответствии с Российским законодательством: выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию; определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации; принятие от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и т.п.
Участвуя в решении вопросов гражданства Российской Федерации, ФМС России осуществляет: проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; направление Президенту РФ заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы; исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих в Российской Федерации; оформление гражданства Российской Федерации; отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации и т.п.
На ФМС России возложены также функции по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдаче и замене гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; оформлению и выдаче паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; по учету выданных паспортов гражданина Российской Федерации и др.
Федеральная миграционная служба проводит работу по регистрации и учету иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, она организует выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации; вида на жительство в Российской Федерации; учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, и т.п.
В целях осуществления контроля за въездом-выездом иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации ФМС России принимает решения: о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации; о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство; аннулировании указанных разрешений и др.
На ФМС России возложено лицензирование деятельности в сфере миграции; участие в осуществлении государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом.
3. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Национальные интересы Российской Федерации — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Интересы личности заключаются в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества заключаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности — Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ. Средства обеспечения национальной безопасности — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимает участие ряд федеральных государственных органов.
Президент РФ руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности.
Федеральное Собрание РФ на основе Конституции по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Правительство РФ в пределах своих полномочий и с учетом приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Совет Безопасности РФ проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами власти субъектов РФ решений в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности; разрабатывают в пределах компетенции нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности РФ, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству страны; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
К числу основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации относятся: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости государства от внешних источников;
обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Правовую основу обеспечения безопасности составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция, Закон о безопасности, законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; нормативные акты республик в составе Российской Федерации и органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Закон о безопасности определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.
Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Угроза безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается.
Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется в пределах полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.
Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и службами РФ, другими подведомственными ему органами РФ и субъектов РФ.
Министерства и службы Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета Безопасности РФ.
Органы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы РФ, федеральные органы государственной безопасности, внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Статус Совета Безопасности РФ определен Законом о безопасности, Положением о Совете Безопасности РФ, согласно которым Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.
Совет Безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
В состав Совета Безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности РФ.
Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета Безопасности РФ привлекаются их полномочные представители.
Секретарь Совета Безопасности РФ не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
К числу основных задач Совета Безопасности РФ относятся:
обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
подготовка Президенту РФ предложений: о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности; о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения; о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности; об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;
формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности..
Заседания Совета Безопасности РФ проводятся, как правило, не реже одного раза в квартал. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Иные члены Совета Безопасности РФ принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.
Решения Совета Безопасности РФ принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего количества, вступают в силу после утверждения Президентом РФ.
В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
Совет Безопасности РФ образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе, и научный совет. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий Советом Безопасности РФ могут создаваться временные межведомственные комиссии.
На межведомственные комиссии и аппарат Совета Безопасности РФ возложена: оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности; подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации; разработка и координация федеральных программ по обеспечени