double arrow

Таможенные органы

Органы по контролю за оборотом наркотиков

1. Совет безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Полномочия Совета и его секретаря были существенно расширены в соответствии с указом президента Российской Федерации № 590 от 6 мая 2011 года.

Статус и полномочия совета безопасности РФ.

Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона России «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом президента от 24 декабря 1993 года № 2288.

После принятия закона России «О безопасности» 3 июня 1992 года указом президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.

Полное название:

Совет безопасности РСФСР (август — декабрь 1991 года);

Совет по делам Федерации и территорий (25 декабря 1991 года — 3 апреля 1992 года);

Совет безопасности Российской Федерации (с 3 апреля 1992 года);[2]

Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное указом президента России от 7 июня 2004 года № 726. До этого действовали положения об СБ, утвержденные соответственно указами от 2 августа 1999 года № 949 и от 10 июля 1996 года № 1024, ещё раньше — положение о СБ от 3 июня 1992 года.

В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет председатель Совета по представлению секретаря Совета.

Совет безопасности России разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности, а именно:

рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;

ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.

Состав совета безопасности РФ.

Порядок формирования Совета безопасности определяется президентом России в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом — председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает президент.

В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности)[3]. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения — протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в 2001—2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.

Структура Совета Безопасности Российской Федерации и его аппарата.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента.

В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии — основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.

В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет.

Структура аппарата Совета Безопасности

В соответствии с Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726, структурными подразделениями аппарата Совета Безопасности являются департаменты. Эта структура была подтверждена и Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590. Действующая структура аппарата, в соответствии с Положением, была утверждена Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и не была опубликована.

- Секретарь Совета Безопасности

- Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности

- Заместители Секретаря Совета Безопасности

- Помощники Секретаря Совета Безопасности

- Начальники департаментов аппарата Совета Безопасности

Межведомственные комиссии Совета Безопасности (с мая 2011 года).

Положения о комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244, составы комиссий по должностям утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 601. Новые положения о межведомственных комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.

Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере

Межведомственная комиссия по военной безопасности

Межведомственная комиссия по информационной безопасности

Межведомственная комиссия по общественной безопасности

Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств

Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования

Межведомственная комиссия по экологической безопасности

Научный совет при Совете Безопасности

Деятельность научного совета регламентируется Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности.

Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.

2. Органы внутренних дел занимают одно из централь­ных мест в государственном механизме Российской Фе­дерации. Они действуют на всей территории государства и объединяют самый многочисленный отряд блюстителей правопорядка. Главными задачами ОВД являются борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана обще­ственного порядка и обеспечение общественной безопасно­сти в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов органов государственной вла­сти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

В области борьбы с преступностью ОВД осуществляют: оперативно-розыскную деятельность (ОРД); раскрытие и расследование преступлений в рамках своей компетенции; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц, скрывшихся от органов расследования или суда, уклоняю­щихся от отбывания уголовных наказаний, без вести про­павших, похищенного имущества; содержание подозрева­емых и обвиняемых под стражей в изоляторах временного содержания (ИВС).

В области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности ОВД осуществляют: поддержа­ние правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транс­портных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других об­щественных местах; контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов; лицензиро­вание отдельных видов деятельности; контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Рос­сии; охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам; производст­во по делам об административных правонарушениях, отне­сенных к компетенции ОВД.

Органы внутренних дел, кроме того, в целях выполнения поставленных задач совместно с другими органами власти обеспечивают режим чрезвычайного положения и военно­го положения, государственную защиту судей, должност­ных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; оформление и выдачу документов о реабилита­ции жертв политических репрессий, возложенные на ОВД соответствующими нормативными правовыми актами.

В состав ОВД входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, обра­зовательные учреждения (Академия управления, Академия экономической безопасности, Московский университет, Санкт-Петербургский университет, академии, институты, колледжи, лицеи), научно-исследовательские (Всероссий­ский научно-исследовательский институт, Всероссийский институт повышения квалификации), медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабже­ния системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полно­мочий, возложенных на ОВД.

Систему территориальных органов МВД России обра­зуют:

1) на окружном уровне (на уровне федеральных окру­гов) — главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по феде­ральным округам;

2) на межрегиональном уровне — оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД Рос­сии, линейные управления МВД России на железнодорож­ном, водном и воздушном транспорте;

3) на региональном уровне — министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;

4) на районном уровне — управления, отделы МВД России по районам, городам, и иным муниципальным об­разованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Бай- канур».

Важнейшей составной частью ОВД являются полиция и органы предварительного следствия.

Управление системой ОВД осуществляет МВД России, которое действует на основании Положения, утвержденно­го Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным Положением основными задача­ми МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государствен­ной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере вну­тренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охра­на общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление ОВД РФ и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотруд­ников ОВД, военнослужащих внутренних войск, федераль­ных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работни­ков системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей, иных лиц, со­ответствующее обеспечение которых на основании законо­дательства РФ возложено на МВД России.

В систему МВД России кроме того входят: органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, а также иные организации и под­разделения, созданные для реализации задач, возложенных на внутренние войска.

Центральный аппарат МВД России состоит из:

— департаментов: следственного, государственной служ­бы и кадров, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, информационных технологий, связи и защиты информации, по материально-техническому и ме­дицинскому обеспечению, по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, договорно­правового, организационно-аналитического;

— главных управлений: вневедомственной охраны, по обеспечению безопасности дорожного движения, по обе­спечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, по противодействию экстремизму, собственной безопасности, на транспорте, уголовного розыска, экономи­ческой безопасности и противодействия коррупции;

— управлений: контрольно-ревизионного, оперативного, организационно-штатного, по взаимодействию с институ­тами гражданского общества и средствами массовой ин­формации, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению деятельности под­разделений специального назначения и авиации, по обеспе­чению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, оперативно-розыскной инфор­мации, по организации дознания, а также Главного коман­дования внутренних войск МВД России и Национального центрального бюро Интерпола.

МВД России подведомственно ФМС России, в отноше­нии которого Министерство осуществляет координацию и контроль1.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

Министерство внутренних дел России возглавляет ми­нистр внутренних дел РФ, который руководит системой ОВД, вправе издавать нормативные правовые акты МВД России, заключать международные договоры РФ межве­домственного характера, касающиеся деятельности ОВД, назначать на должности лиц начальствующего состава ОВД. Министр и его заместители назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, подконтрольного МВД России, ФМС России образована в 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В МВД России действует коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Министерство внутренних дел, главные управления, управления МВД России по субъекту РФ осуществляют полномочия ОВД на территории соответствующего субъ­екта РФ. Названные органы управления ОВД действуют на основании Типового положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 249, а также положений о них, утверждаемых МВД России. В подчинении МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъек­ту РФ находятся территориальные органы МВД России на районном уровне (управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образова­ниям и т.д.), а также иные подразделения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед ОВД, в порядке, установленном российским законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Главные управления МВД России по федеральным окру­гам выполняют следующие основные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследо­вание преступлений, отнесенных к их компетенции МВД России, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; выявление, предупреждение и пресечение экономических преступле­ний, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Прези­дента РФ в федеральных округах по входящим в их компе­тенцию вопросам деятельности ОВД.

Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.

Полиция, ее структура и полномочия

Главной и неотъемлемой частью ОВД является полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия пре­ступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуж­дается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция представляет собой не обособленный орган и не конкретное подразделение МВД России, МВД, глав­ных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ, горрайорганов, а совокупность структурных подразделений ОВД. Основные направления деятельности, обязанности и права полиции определены Законом о полиции (ст. 2):

1) защита личности, общества, государства от противо­правных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных право­нарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства РФ в об­ласти оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства РФ в об­ласти частной детективной (сыскной) и охранной деятель­ности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на дого­ворной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов, а также других защи­щаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической дея­тельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции мо­гут участвовать в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности..

В области борьбы с преступностью и административны­ми правонарушениями полиция обязана, принимать и ре­гистрировать (в том числе в электронной форме) заявле­ния и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные зако­нодательством РФ, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правона­рушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и обще­ственной безопасности, осуществлять розыск лиц, совер­шивших преступления, устанавливать имущество, подле­жащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Важнейшей обязанностью полиции является обеспече­ние правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; спасение людей и оказание им пер­вой медицинской помощи; охрана по договорам имущества граждан и юридических лиц.

Полиция обязана оказывать помощь другим органам власти в осуществлении ими своих функций. На нее, в част­ности, возложена обязанность исполнять решения суда (су­дьи) об административном аресте; охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу, в ИВС; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения и в зоне проведения контртеррористической операции, применять меры безопасности в отношении су­дей, должностных лиц контролирующих и правоохрани­тельных органов, потерпевших, свидетелей и других участ­ников уголовного процесса, а также их близких; участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации, осуществлять другие функции.

Для выполнения своих обязанностей полиция вправе: проверять документы, удостоверяющие личность, у граж­дан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они нахо­дятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в от­ношении их дела об административном правонарушении; осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находя­щихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боепри­пасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, нарко­тические средства или психотропные вещества; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие опре­деленной деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию.

Пресекая совершаемое преступление, полиция впра­ве задерживать подозреваемых в его совершении, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Одним из условий несения службы полиции является предоставленное ей право использовать в случае служеб­ной необходимости транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан; средства связи, принадлежащие организациям, общественным объединени­ям и гражданам; возможности средств массовой информа­ции для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от до­знания, следствия и суда.

Полиция наделена правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на условиях и в пределах, предусмотренных ст. 18—24 Закона о поли­ции, ст. 43—47 Закона о содержании под стражей подозре­ваемых и др.

Прием на службу и увольнение, а также прохождение службы сотрудниками полиции, до принятия федерально­го закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками ОВД, осуществляется в соответ­ствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1.

На службу в полицию принимаются в добровольном по­рядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, отношения к религии, убеждений, владеющие госу­дарственным языком РФ, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. На сотруд­ника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению ОРД.

Усиливая требования к полиции в части обеспечения общественного порядка и безопасности личности, оказания физическим и юридическим лицам помощи в защите их прав и интересов, законодатель одновременно повышает требова­ния к лицам, изъявившим желание служить в полиции.

Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о полиции гражданин не может быть принят на службу в полицию в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно де­еспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследова­ния за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допу­ска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством РФ перечень заболеваний, препятствую­щих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

6) близкое родство или свойство (родители, супру­ги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также если он:

а) имеет вид на жительство или иной документ, под­тверждающий право на постоянное проживание гражда­нина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) является подозреваемым или обвиняемым по уголов­ному делу;

в) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

г) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выпол­нять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции Законом о полиции и другими федеральными законами.

Одновременно повышена ответственность сотрудников полиции за грубые и неоднократные нарушения служеб­ной дисциплины (см. Федеральный закон от 22.07.2010 № 156-ФЗ).

Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управле­ний, управлений МВД России по субъектам РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Назначение на иные должности в системе МВД России, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава ОВД, и освобождение от этих должностей также осуществляются Президентом РФ.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяется Ука­зом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы органи­зации полиции». В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообще­ний о преступлениях, об административных правонаруше­ниях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а так­же иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и ад­министративных правонарушений и условий, способствую­щих их совершению, участие в профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по де­лам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических меро­приятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстре­мистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной рабо­ты;

л) осуществление экспертно-криминалистической дея­тельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов, а также иных защи­щаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной ин­формации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заклю­ченных под стражу лиц, находящихся в ИВС подозревае­мых и обвиняемых ОВД РФ;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лише­ния свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалифика­ции сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международ­ной организации уголовной полиции — Интерпола и с Ге­неральным секретариатом Интерпола

Иные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации

Внутренние войска МВД России. Внутренние войска МВД России (далее — внутренние войска) входят в его систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

В соответствии с Законом о внутренних войсках их за­дачами являются: участие совместно с ОВД в охране обще­ственного порядка, обеспечении общественной безопасно­сти и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртер­рористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия по­граничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ; участие в территори­альной обороне РФ.

Многие задачи по охране общественного порядка и обе­спечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными орга­нами. В частности, совместно с ОВД внутренние войска решают задачи по охране общественного порядка посред­ством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведе­нии массовых мероприятий; по локализации и блокирова­нии районов чрезвычайного положения, контртеррористи­ческой операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкнове­ний и разъединение противоборствующих сторон.

Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безо­пасности, которые внутренние войска осуществляют само­стоятельно, в их числе несение боевой службы по охране общественного порядка.

Военнослужащие внутренних войск имеют право:

— пресекать преступления и административные право­нарушения, требовать от граждан соблюдения обществен­ного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении пре­ступления или правонарушения;

— составлять протоколы об административных правона­рушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;

— осуществлять административное задержание лиц, со­вершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

— принимать необходимые меры по обеспечению со­хранности следов преступления до прибытия представите­лей органов дознания;

— задерживать и доставлять в полицию лиц, совершив­ших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;

— задерживать на срок до трех часов и содержать в слу­жебных помещениях внутренних войск до передачи в по­лицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;

— производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, за­прещенных для хранения и использования;

— входить беспрепятственно в любое время суток на тер­ритории и в помещения охраняемых объектов и осматри­вать их в целях пресечения преступлений или админист­ративных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые тер­ритории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны карау­лов внутренних войск.

Военнослужащие внутренних войск также вправе:

— производить оцепление (блокирование) участков мест­ности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, проти­воправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычай­ных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);

— временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного по­ложения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.

При несении боевой службы по участию в контртерро­ристической операции и обеспечению правового режима контртеррористической операции военнослужащим вну­тренних войск наряду с перечисленными правами предо­ставляется право на применение мер и временных ограни­чений, предусмотренных ст. 11 Закона о противодействии терроризму.

Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:

органами управления внутренними войсками (ГКВВ, оперативно-территориальные объединения);

соединениями и воинскими частями оперативного на­значения; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;

соединениями и воинскими частями по охране важ­ных государственных объектов и специальных грузов; авиационными воинскими частями; морскими воински­ми частями;

военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

разведывательными воинскими частями (подразделе­ниями);

воинскими частями (подразделениями) специально­го назначения; учреждениями (медицинскими, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельно­сти внутренних войск (учебными, научными, связи и др.).

Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел РФ, а управление внутренними войсками — Главнокомандующий внутренни­ми войсками.

Органом управления внутренними войсками в системе МВД России является Главное командование внутренних войск, организация и порядок деятельности которого опре­делены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 03.03.1999 № 281.

Главное командование внутренних войск МВД Рос­сии (далее — Главное командование) является структур­ным подразделением центрального аппарата МВД России и предназначено для управления внутренними войсками при выполнении задач, возложенных на них российским законодательством.

Следственные подразделения при ОВД возглавляет След­ственный департамент МВД России, который является ор­ганом, обеспечивающим в пределах своих полномочий ис­полнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в си­стеме МВД России. Его задачами являются организационно- методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия при ОВД, процес­суальный контроль за производством предварительного следствия, организация расследования и непосредственное осуществление расследования по наиболее сложным уго­ловным делам.

Следственный департамент МВД России входит в струк­туру центрального аппарата МВД России. Его возглавляет заместитель министра внутренних дел — начальник След­ственного департамента МВД России.

В составе ОВД созданы и действуют:

— следственные части в главных управлениях МВД Рос­сии по федеральным округам;

— главные следственные управления (управления, от­делы) при МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъектам РФ;

— следственные управления (отделы) управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линей­ных управлений МВД России на транспорте;

— следственные управления (отделы, отделения, группы) ОВД по районам, городам и иным муниципальным образо­ваниям, в том числе по нескольким муниципальным обра­зованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Федеральная миграционная служба

Федеральная милиционная служба является федераль­ным органом исполнительной власти, подведомственным МВД России и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Ее деятельность регулируется Положением, утвержденным Указом Прези­дента РФ от 19.07.2004 № 928.

Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои террито­риальные органы, а также иные входящие в ее систему ор­ганизации и подразделения.

Задачами ФМС России являются:

— производство по делам о гражданстве Российской Фе­дерации, оформление и выдача основных документов, удо­стоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

— осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами пра­вил регистрации и снятия с регистрационного учета граж­дан Российской Федерации;

— оформление и выдача иностранным гражданам и ли­цам без гражданства документов для въезда в Россий­скую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

— осуществление контроля за соблюдением иностранны­ми гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Россий­ской Федерации;

— осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

— разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пре­сечению незаконной миграции;

— исполнение законодательства РФ по вопросам бежен­цев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища ино­странным гражданам и лицам без гражданства;

— осуществление контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Россий­ской Федерации за пределами Российской Федерации;

— управление территориальными органами ФМС Рос­сии, ее представительствами за рубежом и иными органи­зациями и подразделениями, созданными для решения воз­ложенных на ФМС России задач.

Задачами центрального аппарата ФМС России кроме того являются: реализация общей стратегии государст­венной политики и совершенствование нормативно­ - правового регулирования в сфере миграции.

В ФМС России образуется коллегия в составе директо­ра (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя руководства МВД России, а также других лиц. На заседаниях коллегии рассматрива­ются наиболее важные вопросы о деятельности в сфере ми­грации и принимаются коллективные решения.

Федеральная миграционная служба России возглавляет директор ФМС России. Директор и его заместители назнача­ются на должность и освобождается от должности Президен­том РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В целях выполнения возложенных задач в области ми­грации ФМС России осуществляет контроль и надзор: за соблюдением гражданами Российской Федерации и долж­ностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; за соблюдением иммиграционных правил ино­странными гражданами и лицами без гражданства; за со­блюдением правил привлечения работодателями, заказчи­ками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

Принимая участие в регулировании миграционных про­цессов, ФМС России выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Фе­дерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В области паспортно-визового регулирования ФМС Рос­сии организует и осуществляет в соответствии с Российским законодательством: выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию; определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации; принятие от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и т.п.

Участвуя в решении вопросов гражданства Российской Федерации, ФМС России осуществляет: проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; направ­ление Президенту РФ заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для их обоснова­ния документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы; исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам граж­данства Российской Федерации в отношении лиц, прожи­вающих в Российской Федерации; оформление граждан­ства Российской Федерации; отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации и т.п.

На ФМС России возложены также функции по регистра­ционному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдаче и замене гражданам Российской Феде­рации документов, удостоверяющих их личность; оформ­лению и выдаче паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федера­ции и въезда в Российскую Федерацию; по учету выданных паспортов гражданина Российской Федерации и др.

Федеральная миграционная служба проводит работу по регистрации и учету иностранных граждан и лиц без граж­данства. В частности, она организует выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на времен­ное проживание в Российской Федерации; вида на житель­ство в Российской Федерации; учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, и т.п.

В целях осуществления контроля за въездом-выездом иностранных граждан или лиц без гражданства в Россий­ской Федерации ФМС России принимает решения: о прод­лении либо сокращении срока временного пребывания ино­странных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации; о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство; аннулиро­вании указанных разрешений и др.

На ФМС России возложено лицензирование деятельности в сфере миграции; участие в осуществлении государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом.

3. В Стратегии национальной безопасности Россий­ской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, сформулированы важнейшие направ­ления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое по­зволяет обеспечить конституционные права, свободы, до­стойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Рос­сийской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации — сово­купность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития лич­ности, общества и государства.

Интересы личности заключаются в реализации консти­туционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасно­сти, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и граж­данина. Интересы общества заключаются в упрочении де­мократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства за­ключаются в незыблемости конституционного строя, су­веренитета и территориальной целостности России, в по­литической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгод­ного международного сотрудничества.

Основу системы обеспечения национальной безопас­ности Российской Федерации составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности. Силы обеспече­ния национальной безопасности — Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в кото­рых федеральным законодательством предусмотрена воен­ная и (или) правоохранительная служба, а также федераль­ные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ. Средства обеспечения национальной безопасности — технологии, а также техни­ческие, программные, лингвистические, правовые, органи­зационные средства, включая телекоммуникационные ка­налы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, пере­дачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации прини­мает участие ряд федеральных государственных органов.

Президент РФ руководит в пределах своих конституци­онных полномочий органами и силами обеспечения нацио­нальной безопасности Российской Федерации; санкциони­рует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством РФ формирует, реор­ганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с по­сланиями, обращениями и директивами по проблемам на­циональной безопасности.

Федеральное Собрание РФ на основе Конституции по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правительство РФ в пределах своих полномочий и с учетом приоритетов в области обеспечения националь­ной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной вла­сти, а также органов исполнительной власти субъектов Фе­дерации, формирует в установленном порядке статьи фе­дерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Совет Безопасности РФ проводит работу по упреждаю­щему выявлению и оценке угроз национальной безопас­ности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения нацио­нальной безопасности Российской Федерации, координи­рует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными ор­ганами власти субъектов РФ решений в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспе­чивают исполнение законодательства РФ, решений Пре­зидента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности; разрабатывают в пределах компетенции нор­мативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаи­модействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности РФ, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Глав­нокомандующим Вооруженными Силами РФ в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприя­тия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству страны; вносят в федеральные органы исполнительной вла­сти предложения по совершенствованию системы обеспече­ния национальной безопасности Российской Федерации.

К числу основных задач в области обеспечения нацио­нальной безопасности Российской Федерации относятся: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Россий­ской Федерации;

реализация оперативных и долгосрочных мер по преду­преждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостно­сти Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

преодоление научно-технической и технологической за­висимости государства от внешних источников;

обеспечение на территории РФ личной безопасности че­ловека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне во­енного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массо­вого уничтожения и средств его доставки;

принятие эффективных мер по выявлению, предупре­ждению и пресечению разведывательной и подрывной дея­тельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспе­чения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безо­пасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтра­лизации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а так­же техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспе­чения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспе­чения безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва, Конституция, Закон о безопасности, законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в обла­сти безопасности; нормативные акты республик в составе Российской Федерации и органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и ав­тономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Закон о безопасности определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопас­ности, предусмотренных законодательством РФ, полно­мочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Основными принципами обеспечения безопасности яв­ляются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная от­ветственность личности, общества и государства по обеспе­чению безопасности; интеграция с международными систе­мами безопасности.

Безопасность — состояние защищенности жизнен­но важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удо­влетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, обще­ства и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности являет­ся государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждо­го гражданина на территории РФ. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объеди­нения являются субъектами безопасности, обладают права­ми и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативны­ми актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных окру­гов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объеди­нениям, оказывающим содействие в обеспечении безопас­ности в соответствии с законом.

Угроза безопасности — прямая или косвенная возмож­ность нанесения ущерба конституционным правам, сво­бодам, достойному качеству и уровню жизни граждан, су­веренитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасно­сти, исходящая от внутренних и внешних источников опас­ности, определяет содержание деятельности по обеспече­нию внутренней и внешней безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государ­ственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организаци­онного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для непосредственного выполнения функций по обе­спечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопас­ности.

Систему безопасности образуют органы законодатель­ной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граж­дане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регла­ментирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных зако­ном РФ, не допускается.

Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осу­ществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддер­жание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормаль­ного функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопас­ности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключен­ными или признанными Российской Федерацией.

Обеспечение безопасности личности, общества и госу­дарства осуществляется в пределах полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной властей.

Органы исполнительной власти: обеспечивают исполне­ние законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработ­ку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обе­спечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы: обеспечивают защиту конституци­онного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на без­опасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных органи­заций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспе­чения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и ко­ординирует деятельность государственных органов обе­спечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспе­чению безопасности.

Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ; организует и кон­тролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспе­чению безопасности министерствами и службами РФ, други­ми подведомственными ему органами РФ и субъектов РФ.

Министерства и службы Российской Федерации в преде­лах своей компетенции обеспечивают реализацию федераль­ных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; разрабатывают внутриведомственные ин­струкции (положения) по обеспечению безопасности и пред­ставляют их на рассмотрение Совета Безопасности РФ.

Органы обеспечения безопасности включают в себя: Во­оруженные Силы РФ, федеральные органы государствен­ной безопасности, внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, испол­нительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожар­ную службу, органы службы ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ве­дение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, приро­доохранительные органы, органы охраны здоровья населе­ния и другие государственные органы обеспечения безопас­ности, действующие на основании законодательства.

Статус Совета Безопасности РФ определен Законом о безопасности, Положением о Совете Безопасности РФ, согласно которым Совет Безопасности РФ является кон­ституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспече­ния безопасности.

Совет Безопасности РФ рассматривает вопросы вну­тренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информацион­ной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

В состав Совета Безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасно­сти РФ.

Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по долж­ности. Секретарь Совета Безопасности входит в число по­стоянных членов Совета Безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включа­ются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безо­пасности. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к уча­стию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федера­ции, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета Безопасности РФ при­влекаются их полномочные представители.

Секретарь Совета Безопасности РФ не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблю­дательных советов, иных органов иностранных некоммер­ческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

К числу основных задач Совета Безопасности РФ отно­сятся:

обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной без­опасности;

формирование государственной политики в области обе­спечения национальной безопасности и контроль за ее реа­лизацией;

прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз на­циональной безопасности, оценка военной опасности и во­енной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

подготовка Президенту РФ предложений: о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной без­опасности; о введении, продлении и об отмене чрезвычай­ного положения, а также о введении и об отмене военного положения; о реформировании существующих или об об­разовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения нацио­нальной безопасности; об утверждении и уточнении страте­гии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения нацио­нальной безопасности и обороны;

формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

координация деятельности федеральных органов испол­нительной власти и органов исполнительной власти субъ­ектов РФ по реализации принятых Президентом РФ реше­ний в области обеспечения национальной безопасности;

оценка эффективности, разработка критериев и показа­телей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности..

Заседания Совета Безопасности РФ проводятся, как пра­вило, не реже одного раза в квартал. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Иные члены Совета Безопасности РФ принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Решения Совета Безопасности РФ принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности про­стым большинством голосов от их общего количества, всту­пают в силу после утверждения Президентом РФ.

В целях реализации решений Совета Безопасности мо­гут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ. Вступившие в силу решения Совета Без­опасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

Совет Безопасности РФ образует постоянные межведом­ственные комиссии, которые могут создаваться на функ­циональной или региональной основе, и научный совет. В случае необходимости выработки предложений по пре­дотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий Советом Безопасности РФ могут создаваться временные межведомственные комиссии.

На межведомственные комиссии и аппарат Совета Безо­пасности РФ возложена: оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности; подготовка научно обо­снованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации; разработка и координация феде­ральных программ по обеспечени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: