4.38. Одной из главных задач освещения выставочных помещений является обеспечение благоприятных условий восприятия экспонатов, определяемых как освещением самих экспонатов, так и освещением окружающего пространства.
Освещение экспонатов характеризуется средним значением КЕО в выставочной зоне помещения, равномерностью освещенности в выставочной зоне и направлением падения светового потока на плоскость выставочной зоны.
При освещении окружающего пространства должны обеспечиваться требуемое распределение освещенности в помещении; ограничение слепящего действия световых проемов; устранение инсоляции помещения; требуемое распределение яркости в помещении.
4.39. Среднее значение КЕО и предельно допустимое значение неравномерности освещенности в выставочной зоне в зависимости от вида экспозиции устанавливаются в соответствии с табл. 45.
Таблица 45
Экспозиционные помещения | Средние значения КЕО, % | Отношение максимального значения КЕО к минимальному, не более |
Выставок монументальной и станковой живописи, гравюр, плакатов, ковров, тканей и т.п. | 1,5 | 1,3 |
Выставок скульптуры, архитектуры, мебели | 1,5 | 2,0 |
Политических, антропологических, археологических, этнографических выставок | 1,0 | 2,0 |
Исторических и военно-исторических выставок | 1,0 | 3,0 |
Машин, агрегатов, установок и т.п. | 3,0 | 3,0 |
4.40. Направление падения светового потока на выставочную зону зависит от расположения световых проемов относительно выставочной зоны и характеризуется углом j (рис. 30). Угол падения прямого света на плоские экспонаты (картины, плакаты, гравюры, ткани и т.п.) при расположении их на стенах помещения или вертикальных стендах выбирается в пределах от 45 до 75° (по отношению к горизонтали). При углах, больших 75°, на экспонатах создаются тени (от рамок и фактуры), искажающие облик экспонатов, при углах менее 45° отблески от экспонатов с блестящей фактурой будут попадать в глаза посетителей.
|
|
Угол падения прямого света на объемные экспонаты выбирается в пределах от 30 до 50°; такое направление падения света в наилучшей степени выявляет форму и детали объемных экспонатов.
4.41. В выставочных помещениях световые проемы по возможности не должны попадать в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов; для ограничения слепящего действия световых проемов необходимо применять жалюзи и экраны.
При нормальном удалении посетителя от экспонатов (равном 1,5 высоты экспозиционной зоны) и ориентации глаз на середину выставочной зоны угол, под которым виден нижний край светопроема должен быть не менее 30°. При обычном расположении окон (т.е. при высоте подоконников не более 1,2 м от пола) наружная стена (простенок) не должна использоваться для экспозиции.
|
|
Рис. 30. Поперечный разрез выставочного помещения
b - защитный угол; j - угол падения прямого света на середину выставочной зоны
4.42. В помещениях, предназначенных для экспозиции живописи, графики, тканей, ковров, гобеленов и т.п., прямой солнечный свет должен быть исключен вследствие его разрушающего действия на красители, ткани и бумагу.
Для устранения инсоляции в этих помещениях целесообразно выбирать ориентацию световых проемов на С-В, С, С-З. При другой ориентации световых проемов в этих помещениях необходимо применять регулируемые междурамные или наружные жалюзи.
В экспозиционных помещениях с объемными экспонатами скульптурами, архитектурой, машинами и т.п.) инсоляция желательна, так как прямой солнечный свет в наилучшей степени выявляет форму и детали экспонатов. Для этих помещений ориентацию световых проемов следует выбирать на Ю-В, Ю, Ю-З.
4.43. Дополнительное искусственное освещение целесообразно использовать в следующих случаях:
а) при недостаточном естественном освещении;
б) при необходимости интенсивного местного освещения экспонатов (машины, агрегаты, витрины и стеклянные шкафы с мелкими экспонатами);
в) при необходимости выделить световыми акцентами отдельные экспонаты или их группы из общего объема интерьера (скульптуры, панно, картины и т.п.);
г) при неблагоприятном распределении естественной освещенности в помещении (например, когда часть экспозиционной площади находится в тени).
Искусственное освещение необходимо осуществлять преимущественно источниками света, излучение которых по спектру приближается к дневному. Для подсвета должна применяться специальная осветительная арматура, которая размещается, как правило, скрыто от посетителей (за подвесными потолками, встраивается в мебель экспозиционное оборудование). При этом необходимо тщательно выбирать направление световых потоков, чтобы исключить, с одной стороны, возможность попадания в поле зрения посетителей незащищенных источников света, а с другой - возможность появления ярких бликов на экспонатах с полированными поверхностями.
При подсвете неравномерность распределения яркостей в поле зрения не должна превышать 40:1.
4.44. Отделка внутренних поверхностей экспозиционных помещений должна отвечать следующим требованиям:
а) соответствовать назначению помещения, содержанию и характеру экспозиции (спокойная - в картинных галереях, эмоциональная - в промышленных, строительных и выставках);
б) быть увязанной с выбранной системой освещения, причем поверхности, находящиеся в тени, должны иметь более светлую отделку по сравнению с интенсивно освещенными;
в) создавать необходимый контрастирующий фон для экспонатов (резкие контрасты нежелательны). В оформлении помещения не должно быть пестроты.
Коэффициенты отражения поверхностей выставочных помещений следует принимать согласно табл. 46.
Таблица 46
Выставочное помещение | Коэффициенты отражения | ||
потолка | стен | пола | |
Картинные галереи и выставки | 0,8 | 0,20-0,35 | 0,1-0,3 |
Скульптурные залы | 0,8 | 0,25-0,5 | 0,25-0,4 |
Политехнические и научные музеи | 0,75 | 0,2-0,65 | 0,15-0,5 |
Промышленные и сельскохозяйственные выставки | 0,7 | 0,8-0,7 | 0,15-0,5 |