4.30. При проектировании естественного освещения учебных помещений в общеобразовательных школах должны обеспечиваться Нормированные значения КЕО; благоприятная свето-цветовая среда; направление светового потока с левой стороны; зрительная связь с наружным пространством; минимизация слепящего и теплового действия прямой солнечной радиации; оптимальная цветовая отделка помещений с учетом ориентации и климатических условий, снижение теплопотерь через световые проемы.
4.31. В школьных классах следует применять левостороннее боковое освещение, при котором окна в наружных стенах располагаются с левой стороны от учащихся.
Во всех остальных помещениях (включая рекреационные) следует устраивать, как правило, боковое освещение через световые проемы в наружных стенах, которые должны обеспечивать зрительную связь с наружным пространством. Кабинеты для черчения ирисования, а также кабинеты, оборудованные техническими средствами обучения, расположенные на верхних этажах зданий, допускается проектировать с одним верхним освещением через световые проемы в покрытии.
|
|
4.32. Нормированные значения КЕО в классах следует принимать согласно табл. 5.
При разработке типовых проектов школ, ориентация которых по сторонам горизонта при строительстве может быть разной, нормированное значение КЕО следует определять по СНиП II-4-79, а коэффициент солнечности климата С - по табл. 43.
4.33. Нормированное значение КЕО в классах обеспечивается выбором размеров и расположения световых проемов, площадь которых А с.о определяется по формуле
А с.о= К с.п b п h оз mC, (54)
где К с.п= b с.о/ b п - относительная ширина световых проемов;
h оз - высота оконных блоков, м.
При высоте оконных блоков h оз=1,8 м, применяемых при заполнении световых проемов, относительная ширина К с.п вычисляется по формуле
К с.п=0,6+0,21(b п/ d п)+1,44rср+1,25(tо/ К з)-0,67rсрх(b п/ d п)-4rср(tо/ К з). (55)
При высоте оконных блоков h оз=2,1 м
К с.п=0,96-0,25[(b п/ d п)(1+2,76rcp)]+1,25[(tо/ К з)х(1-3,7rcp)]+1,5rcp+0,15(b п/ d п)2. (56)
4.34. В учебных помещениях коэффициенты отражения поверхностей не должны быть менее:
потолков...........…………… 0,7
верхних частей стен............. 0,6
панелей стен..............…….. 0,5
мебели........……………….. 0,35
полов..........……………….. 0,25
4.35. Для цветовой отделки поверхностей интерьера рекомендуются зеленый, желтый, сине-зеленый и белый цвета. При южной ориентации световых проемов рекомендуются холодные тона, при северной - более теплые. В лабораториях, кабинетах черчения и рисования, где важно правильное различение цвета, пол, стены и мебель должны быть окрашены в ахроматические цвета.
4.36. В школах, проектируемых для строительства во II, III и IV климатических районах, должны предусматриваться солнцезащитные устройства для устранения слепящего действия прямой и отраженной блескости и перегрева от инсоляции.
|
|
Пример расчета естественного освещения школьного класса. Требуется определить размеры световых проемов класса.
Исходные данные. Район расположения школы - II пояс светового климата СССР (Ленинградская область); глубина классов d п=7,74 м; ширина b п=7,04 м; высота h п=3 м; высота световых проемов h оз=2,1 м (высота подоконника h 02=0,9 м), остекление двойное в спаренных деревянных переплетах; коэффициенты отражения: потолка r1=0,7; стен r2=0,45; пола r3=0,2.
Решение. Предварительный расчет относительной ширины световых проемов производится по графикам рис. 25-28.
1. Определяем площади потолка А пт=54,5 м2; стен А ст=88,7 м2; пола А п=54,5 м2 и вычисляем значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей помещения по формуле rср=r1 A пт+r2 A ст+r3 A п/ A пт+ A ст+ A п=(38,15+39,9+10,9)/197,7=0,45.
2. Находим отношение ширины помещения b п к глубине d п - b п/ d п=7,04/7,74=0,91.
3. Определяем для спаренных переплетов tо/ К з=0,6/1,2=0,5.
4. По графику рис. 27 для блоков h оз=2,1 м и tо/ К з=0,5 на соответствующей кривой b п/dп=0,9 находим точку с абсциссой 0,45, по ординате этой точки определяем К сп=0,85.
5. Вычисляем площадь световых проемов по формуле (54) А со=0,85·7,04·2,1·1,1·0,9=12,44 м2 при суммарной ширине b со= А с.о/ h оз=12,44/2,1=5,92 м.
6. По ГОСТ 11214-78 принимаем два блока размером 2,1´1,8 м один блок размером 2,1´2,4 м.
4.37. Проверочный расчет выполняется по формуле (54).
1. Аналитическим путем находим относительную ширину световых проемов по формуле (56)
К с.п=0,96-[0,25·0,9(1+2,76·0,45)]+[1,25·0,5(1-3,7·0,45)]+1,5·0,45+0,15·0,92=0,834.
2. Определяем площадь световых проемов
А с.о=0,834·7,04·2,1·1,1·0,9=12,2 м2.
Рис. 25. График для определения относительной ширины световых проемов (К с.п) в учебных помещениях при одностороннем боковом освещении и спаренных переплетах (h оз=1,8 м; tо/ К з=0,5)
Рис. 26. Графики для определения относительной ширины световых проемов (К с.п) в учебных помещениях при одностороннем боковом освещении (h оз=1,8 м)
а - раздельные переплеты (tо/ К з=0,4); б - переплеты с тройным остеклением (tо/ K з=0,3)
Рис. 27. График для определения относительной ширины световых проемов (К с.п) в учебных помещениях при одностороннем боковом освещении и спаренных переплетах (h оз=2,1 м; tо/ К з=0,5)
Рис. 29. План и разрез школьного класса
Рис. 28. Графики для определения относительной ширины световых проемов (К с.п) в учебных помещениях при одностороннем боковом освещении (h оз=2,1 м)
а - раздельные переплеты (tо/ К з=0,4); б - переплеты с тройным остеклением (tо/ К з=0,3)
3. Суммарная ширина световых проемов b co= A сo/ h oз=12,2/2,1=5,8 м.
4. По ГОСТ 11214-78 принимаем два блока размером 2,1´1,8 и один блок размером 2,1´2,4 м.
Окончательно принимаем два блока размером 2,1´1,8 м в один блок размером 2,1´2,4 м. План и разрез школьного класса представлены на рис. 29.