Феномен энергии. Часть 1

  • Понятие энергии
  • Современное представление о материи, поле и энергии
  • Энергетическая природа человека
  • Эзотерическая концепция
  • Психическая энергия в эзотерике
  • Энергии инь, ян и ци. Цигун. Энергетическая природа человеческих проблем
  • Энергетическая парадигма в психотерапии
  • Энергетическая парадигма в психологии
  • Источники энергии

Категория энергии обнаружила редкостную, почти уникальную способность играть ведущую роль в самых различных мировоззренческих концепциях.

Однако знания об энергии, рассматриваемые в физике, философии, теологии, психологии, явно друг с другом плохо согласуются. Энергия физического тела и жизненная энергия, если и имеют между собой что-то общее, то этим общим будет понятие «движение». Считается, что любой движущийся предмет обладает энергией. Энергия всегда проявляется в движении, причем это движение может осуществляться в самых разнообразных формах. Именно поэтому живость человеческой психики ассоциируют с большим зарядом жизненной энергии. О деятельном человеке, находящемся в вечном движении, говорят как об энергичном человеке. Энергия – это совокупность жизненных сил – здоровье, настроение, ощущение бесконечных возможностей, желание что-то делать, физическая сила, вдохновение, знания, деньги.

Сегодня многими принято считать, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие физической энергии, и психическую энергию можно изменять подобно физической.

Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому, как все физические явления понимаются как энергетические реализации. Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Ценность в данном случае не представлена в своем качественном выражении, как моральная, эстетическая или интеллектуальная; психологическая ценность всегда имплицируется в своей определяющей (детерминирующей) мощи, выражающей себя в определенных психических эффектах.
Психическая энергия направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание.

Однако существует также и мнение, что «жизненная энергия», или вообще «энергия» – это метафорическое описание состояния человека, причем обобщенное описание. Так же как «сглаз» и «порча», «жизненная энергия» не относится к психологическим терминам. Использование слова «энергия» создает иллюзию, что есть какая-то объективная «энергия», которой можно подзарядиться или которую можно потерять. Такое мнение характерно для ярых противников эзотерики.

Спор между физиками и лириками, материалистами и идеалистами, по-видимому, никогда не прекратится, а по сему не будем заострять внимание на сравнении противоположных точек зрения, и займемся лучше более конструктивным делом, а именно, анализом, насколько глубоко понятие «энергия» вошло в нашу жизнь.

Представления об энергии занимали выдающиеся умы человечества всегда, и, видимо, не случайно в легенде об Атлантиде мы встречаемся с упоминанием о таком мощном излучателе энергии, который производил разломы земной поверхности.

Эдвард Кейси сообщает, что Силовой Кристалл, который использовался в качестве источника мирной энергии, все еще покоится на дне Атлантического океана в районе Бермудского треугольника, где он время от времени заряжается энергией и где так много кораблей и самолетов таинственно исчезают. Гигантский кристалл – высшее достижение атлантической цивилизации– был создан, когда атланты смогли обуздать солнечную энергию с помощью малых Кристаллов. Атланты смогли отыскать мощную кварцевую жилу, которая по своим размерам могла отражать все лучи солнца и луны. Им удалось извлечь эту глыбу, обработать грани с такой точностью и тонкостью, что они отражали каждый попадавший на нее луч.

В мифологии древних греков энергия грома и молнии направлялась как кара небес на неугодных. Жизненная сила, или прана – индийский термин, восходящий ко временам создания Вед, обозначающий энергию, которую мы поглощаем в процессе дыхания. «Ци» – термин китайской философии, также обозначающий необходимую для жизнедеятельности положительную энергию. Если задуматься над названием важнейшего органа нашего организма– «солнечное сплетение», то само название сразу же подскажет его особость. Древние считали, что именно в солнечном сплетении концентрируется и из него посылается энергия в различные части организма. Один из фундаментальных законов науки есть закон сохранения и превращения энергии.

Можно говорить о весьма медленной кристаллизации понятия «энергия». Огонь движет вещами – аналогия, с незапамятных времен указывающая на данный феномен, на работу, инициируемую сложными и скрытыми процессами. Источником энергии кроме каменного угля признавались еще и вода, ветер, мускульная сила животных. Еще древние египтяне использовали и демонстрировали мощь и энергию ветра при создании паруса. Законы эволюции требовали, чтобы все совершалось не только мускульной или физической энергией, но и при помощи человеческого мозга – энергии интеллекта.

Сам термин «энергия» греческого происхождения, в философии он активно использовался еще Аристотелем и обозначал собой деятельность. В рамках естественнонаучной картины мира представления об энергии сформировались в механике, а сам термин «энергия» впервые был употреблен только в 1807 г. Параллельно использовался термин «сила». Еще Лейбниц называл феномен энергии «живой силой». Введенное Гельмгольцем представление о потенциальной энергии было поименовано им как «сила напряжения».

Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениям, как атрибут материи. Под энергией в большинстве случаев подразумевалась способность материальных тел совершать работу при изменении своего состояния.

Развитие физики на рубеже XIX–XX в. привело к открытию новых видов движения, в которых оставалось невыясненным, что именно движется. Используя это обстоятельство, некоторые ученые пытались доказать, что движение возможно без материального носителя. Поскольку природа электрона еще не была в достаточной степени исследована, электрон был провозглашен некоей «нематериальной силой», чистым движением без материального носителя. На этом основывался и базировался энергетизм как философское направление, считающее первоосновой всех явлений энергию. Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениями, но не как атрибут материи. Истоки энергетизма относят к середине XIX в., к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии. Наиболее крупной фигурой этого направления был немецкий химик В. Оствальд, к нему примыкали также Ю. Майер, английский физик М. Ранкин, немецкий ученый Г. Хельм. Основной тезис энергетизма состоял в замене понятия материи комплексом известных энергий. Материя отождествлялась с веществом. Под энергией же в большинстве случаев подразумевалось материальное движение. Концепция В. Оствальда была подвергнута критике за путаность и непоследовательность. Провозглашая энергетизм как новое философское направление, он стремился устранить препятствия к слиянию материи и духа и положить «конец материалистическому веку».

Однако исходя из теории Эйнштейна, можно сделать иной вывод. Философский принцип неразрывности материи и движения на уровне физического познания конкретизируется в формах закона взаимосвязи массы и энергии Е = mc2. Согласно этому закону, всякий объект, обладающий массой, будет с необходимостью обладать и энергией, и наоборот, всякий объект, обладающий энергией, будет иметь массу. Классическое вещество есть не что иное, как область большой концентрации энергии, а классическое «поле» – область малой концентрации энергии. Различные виды реальности оказываются лишь разными проявлениями энергии. Массу следует понимать как меру определенного типа устойчивости, а энергию – как меру определенного типа изменчивости. Масса является мерой гравитационных и инерциальных свойств физических объектов. Энергия есть мера движения и взаимодействия физических объектов.

Важно признать не только количественную, но и качественную неуничтожимость материи и движения. Признание одного лишь количественного сохранения движения при допущении качественной его уничтожимости ведет к концепции тепловой смерти Вселенной. Идея тепловой смерти Вселенной была высказана еще основателями классической электродинамики В. Томпсоном и Р. Клаузиусом. В основании этой теории лежит попытка экстраполяции второго начала термодинамики, или закона возрастания энтропии, на всю Вселенную. Энтропия – это мера хаотизации. Второй закон термодинамики, сформулированный Сади Карно в 1829 г., указывает на то, что замкнутая система стремится от наименее вероятностного состояния к своему наиболее вероятностному состоянию. Понять это просто на примерах из обыденной жизни. Если кипящий чайник убрать с огня, то он будет далее не нагреваться, что было бы наименее вероятностным состоянием, а остывать, что, естественно, более вероятно. Однако закон рассчитан на замкнутые системы, т.е. системы, не обменивающиеся энергией с окружением, и это является абстракцией огромной силы, так как в мире большинство систем – незамкнутые. Когда второе начало термодинамики было распространено на Вселенную, проинтерпретированную как замкнутая система, по расчетам получалось, что все энергетические процессы должны происходить в одном направлении. Энтропия как физическая величина, характеризующая процессы превращения энергии, возрастала. Иными словами, творился невероятный хаос: все виды энергии превращались в тепловую, затем они рассеивались в пространстве, и Вселенная начинала остывать. Наступление абсолютного теплового равновесия означало тепловую смерть Вселенной.

Суть философской критики концепции тепловой смерти Вселенной состояла в указании на недопустимость качественного уничтожения движения, т.е. невозможность превращения многообразных видов энергии в тепловую. Однако данная концепция оказывается несостоятельной и с естественнонаучной точки зрения. Возможность экстраполяции второго начала термодинамики на всю Вселенную предполагает произвольное допущение о ее структуре и, в частности, представление о ее замкнутости. Но Вселенная не является замкнутой системой, она состоит из бесконечного числа частиц и элементов, и поэтому состояние термодинамического равновесия для нее неприемлемо.

Современная типология видов энергии строится либо с учетом материальных носителей– механическая, тепловая, химическая, либо по типу их взаимодействий – электромагнитная, гравитационная. Механическая энергия разделяется на кинетическую (зависящую от скоростей движущихся тел) и потенциальную (зависящую от положения тел). В термодинамике применяется разделение энергии на свободную и связанную. Иногда говорят о внешней и внутренней энергии. Под первой, внешней, подразумевают механическую энергию, а под внутренней – весь остаток полной энергии.

В 1962 г. Нобелевский лауреат Питер Митчел высказал предположение, что энергия, освобождающаяся при дыхании и фотосинтезе, сначала запасается в виде электричества и разности концентрации протонов между двумя отсеками, разделенными мембраной, чтобы затем использоваться для синтеза АТФ (аденозин-трифосфат). Гипотеза была подтверждена. Так биоэнергетика вплотную подошла к исследованию энергии. В новой парадигме медицины болезнь рассматривается как результат изменения структур энергии, предлагается терапевтическая методика для влияния на энергетическую систему тела. Исцеляющие силы, присущие каждому организму, могут действовать в направлении возвращения организма в свое прежнее нормальное состояние и в направлении, приводящем к новому состоянию равновесия.

До сих пор понятие энергии в науке остается центральным. Наука утверждает, что Вселенная материальна или (в последней версии) что она есть энергия. Закон сохранения и превращения энергии заставляет взглянуть на общество и составляющих его индивидов как на элементы, производящие и преобразующие энергию. Однако этот закон улавливает обратимость, взаимопревращаемость, использование эквивалентностей. Вместе с тем современное естествознание осваивает идею необратимости. Может быть, именно эту идею необратимости имел в виду Ницше, когда образно говорил, что действительность звучит как «эхо актов творения». Потери энергии, диссипация – рассеяние энергии – не могли ускользнуть из поля зрения естествоиспытателей. И даже родоначальник позитивизма Г. Спенсер, постулируя мощь энергии как «бесконечную и вечную Вселенную, из которой проистекают все явления и вещи», с необходимостью предпослал, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения.

Небезынтересно заметить, что философия Спенсера признается величайшим проявлением интеллекта, а в кругах эзотерически настроенных мыслителей считается, что Спенсер (1820-1903 г.) являлся воплощением древнеегипетского философа Тота. Основой для восторженного восприятия учения Г. Спенсера в кругах эзотерически настроенных мыслителей был его тезис о том, что противоположные концепции духа и материи (причем первая не менее, чем вторая) должны рассматриваться как знак Неведомой Реальности, лежащей в основе обоих. Наука плавно перетекала в тайну. Тайна бытия, к разгадке которой всегда стремилась наука, по сути дела всегда была истоком и эзотерических, и религиозных размышлений. Так Неведомое нашло отражение и пристанище в позитивизме. И у Спенсера, и у герметистов энергия оказывается величайшей силой, имеющей естественное, природное происхождение. Положение Спенсера о Бесконечной Вечной Энергии прямо согласуется с линией герметического учения, в котором присутствует указание, что эта энергия есть энергия Разума Всего.

Русский философ Семен Франк называет свое главное произведение «Непостижимое». Первый раздел главного труда Спенсера «Основные начала» носит название «Непознаваемое». Он проникнут убеждением, что в основе Вселенной лежит та сила, которая абсолютно непостижима. Этот вывод мыслителя сокращает «кажущееся расстояние между религией и наукой».

В кругах, весьма удаленных как от науки, так и от эзотерических учений, а именно в кругах обывателей, часто говорят о жизненной силе, жизненной энергии, понимая, как она важна для нормального функционирования организма. Иногда сетуют на то, что попусту тратят свою энергию, совершенно справедливо замечая, что поток этой жизненной силы динамичен. Он то становится больше и нарастает, то ослабевает и начинает скудеть. Человек при этом чувствует утомление или даже впадает в состояние депрессии. С психической энергией связывают вдохновение и красоту. Весьма распространено убеждение, что психическая энергия проникает во все ткани, во все органы нашего тела, устанавливая там определенный порядок, гармонию или дисгармонию.

Герман Гессе в «Путешествии на Восток» заметил, что если в течение длительного времени заниматься малозначимыми вещами, то это будоражит нас и дает нам силы. Следовательно, при концентрации на малозначащих вещах жизненная энергия обновляется. И этот закон можно назвать законом релаксации. «Релаксирую ли я, глядя на пламя костра, или наслаждаюсь видом бокала с вином, или слушаю симфонию, или, кося сено, нюхаю свежескошенную траву – во всех этих случаях я воспринимаю значения и запоминаю колебания». Впрочем, область психической энергии недостаточно исследована.

На вопрос, что такое энергия, часто можно услышать ответ со ссылкой на Рерихов. Энергия – это сила, которая запечатлевает образы на пластической, космической субстанции. Психическая энергия есть любовь и устремление. Она есть синтез всех нервных излучений. И тогда выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет развитием психической энергии. Поэтому истинное устремление и психическая энергия – можно сказать, синонимы.

Согласно учению Живой Этики, которое отнесено к девиантному знанию, психической энергии отводится основополагающая роль, ибо «Основа Бытия есть психодинамика Духа». Последняя пронизывает все существующие образования от электронов до людей. Науке известно выражение «энергия атома». Однако употребляется оно больше в значении неосмысленных и безличностных силовых проявлений. Энергия атома никак не связывается с тем, что этот атом может пребывать в теле мыслящего и переживающего субъекта и тем самым производить энергию определенного качества и направленности. Вместе с тем логично предположить, что человек как высшее проявление жизни, как «венец творения» во Вселенной обладает и наибольшим из всех живых существ энергопотенциалом. Заметим, что ныне активно развивающаяся валеология – наука о здоровье – полагает своим основным методом измерение энергопотенциала человека.

Согласно преданию, звуковой комплекс АУМ есть символ сочетания высших энергий. АУМ – это древнее, священное сочетание понятий, которое созвучно с музыкой сфер и приводит организм произносящего эту молитву в гармоническое соответствие с вибрациями Высшего Мира, способствуя притоку его психической энергии. В созвучии АУМ – триединое сочетание высших понятий, в котором А есть Мысль – Основа, У есть Свет – Начало и М есть Тайна – Сокровенное. В этом сочетании тонкость вибраций, мудрость звучания и красота построения. Это сочетание лучших вибраций, которые звучат для настройки психической энергии и объединяют тонкость восприятия, мудрость и красоту. Таким образом, предполагается, что молитва АУМ соединяет высшую человеческую энергию с высшей космической энергией.

Современная наука признает связь и зависимость человеческих жизнепроявлений от космических взаимодействий. В контексте современной науки считается элементарным и даже тривиальным положение о том, что свет, тепло, магнетизм и электричество есть формы вибрации или, выражаясь более академически, формы движения материи – это типы вибрационного движения, проявление специфических видов энергии. Все материальные частицы находятся в собственном вращательном движении, именуемом «спин», и также орбитальном вращательном движении. В материальных объектах вибрации различаются в зависимости от состояния объекта, от температуры. Холодный объект обладает одними колебаниями, теплый – другими. Микрочастицы, которые являют собой одновременно корпускулу и волну, представляют очень высокий тип вибрации. Однако современная наука не может объяснить природу явлений под названием «сцепление», «атомное притяжение», вгравитация». Можно предположить, что они суть проявления каких-то особых видов колебательной энергии.

Некоторые ученые считают и явления Разума типами вибрационного движения. Действительно, каждая мысль, эмоция или душевное состояние обладает соответствующим темпом и типом вибраций. Это особенно ощутимо в случае сильных, взрывных эмоций, когда равновесие теряет не только сам субъект, инициирующий психический шквал, но и окружающие его люди. Психическая энергия реагирует на все состояния мироздания и жизни.

И тем не менее каждое проявление психической энергии индивидуально. По природе это очень сложное образование, ибо каждый случай проявления психической энергии есть равнодействующая всех сил, из которых данный случай сложился, комплекс всех условий и синтез всех стремлений. Разновидности психической энергии получили различные наименования. Так, один высокий вид энергии, именуемый «защитность», действует не только имманентно, т.е. защищая самого носителя энергии, но и трансцендентно, щедро выделяя энергию для защиты многих. В герметических заветах можно встретиться с названием психической энергии – Терос.. Выражение «Воитель Терос поднят свой щит» указывало на защитное применение психической энергии. «Слышали ли вы, чтобы йог был растерзан зверьми, – спрашивает исследователь данной проблемы А. Клизовский. – Не было такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта».

Иногда психическую энергию называют работой подсознания. Гипнотизеры, магнетизеры и целители пользуются этой великой силой, зачастую не называя ее никак. Многие люди уверены, что великая сила живет внутри нас, и многие хотели бы ею управлять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: