Диоген Лаэртский // Антология мировой философии : в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 476

« Стоики делят философию на три части: физику, этику и логику. …Они сравнивают философию с живым существом: кости и нервы – это логика, мясо – это этика, душа – физика. Или же сравнивают с яйцом: наружное – это логика, следующее за ним – этика, а находящееся в самой середине – физика».

? Какова структура философского знания согласно учению стоиков?

Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луциллию / Л. А. Сенека // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: в 3 ч. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 137 – 138.

«Обладающий добродетелью человек будет твердо стоять на своем высоком посту и переносить все, что бы ни случилось, не только терпеливо, но и охотно, зная, что все случайные невзгоды в порядке вещей».

? Что такое добродетель в понимании Сенеки?

Эпикур. Из письма к Менекею / Эпикур // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 356.

«Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. … Так как, когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть наступает, тогда нас уже нет».

? Как Эпикур предлагает бороться со страхом смерти?

Секст, Эмпирик. Три книги Пирроновых положений / Секст Эмпирик // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 527 – 528.

«Cкептическая способность (dynamis) есть та, которая противопоставляет каким только возможно способом явление (phainomenon) мыслимому (nooymenon); отсюда вследствие равносильности (isostheneia) в противоположных вещах и речах мы приходим сначала к воздержанию от суждения (epoche), а потом к невозмутимости (ataraxia)... Явлением же мы называем «ощущаемое» и поэтому противополагаем ему «мыслимое»... Под противоположными же положениями мы подразумеваем отнюдь не всякое утверждение или отрицание, а только то, что они борются друг с другом. «Равносилием» мы называем равенство в отношении достоверности и недостоверности, т. к. ни одно из борющихся положений не стоит выше другого как более достоверное. «Воздержание от суждения» есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; «невозмутимость» же есть безмятежность и спокойствие души».

? Какое значение имеет принцип «воздержания от суждения» (эпохе) в философии скептицизма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: