Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование

Семена не есть еще 1. Семена знания, нравственности, благочестия дает, плод. как мы ВИдели, природа, но она не дает самого

знания, добродетели, благочестия. Это приобрета-

ется с помощью молитвы, учения, деятельности. Весьма удачно поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать.

Человеку врождено 2' Если мы бУДем рассматривать истинное знание, предрасположение то богу свойственно знать все без начала, без пре-

к знанию, но не успевания, без конца — одним простым проникнове-

самое знание. нием. Человеку и ангелу этого дать было нельзя,

как нельзя было дать и бесконечности и вечности, т. е. свойства божества. Ангелам и людям достаточно преимущества в том, что они обладают ост­ротой ума, которым могут постигать дела божий и таким образом накап­ливать сокровищницу знания. Поэтому об ангелах известно, что они также учатся, созерцая (I Петр., I, 12; Эфес., III, 10; I Царств., XXII, 20; Иова, I, 6), и их знание так же, как и наше, есть опытное.

3. Итак, пусть никто не думает, что истинным чело-

Чтобы чеЛов^к^0д™0Н веком можно стать, не научившись действовать, как получить 'образование, человек, т. е. не получивши наставления в том, что что доказывается: делает его человеком. Это ясно на примере всех со-

/. На примере ^ зданий, которые хотя и предназначены быть полез-

прочих творении. ными человеку, но становятся таковыми, только

будучи приспособленными для этого рукой человека. Так, например, камни даны затем, чтобы служить для постройки домов, башен, стен, колонн и пр., но они служат для этой цели лишь в том случае, если они нами налома­ны, отесаны,.уложены. Так и жемчужины и драгоценные камни, предназ­наченные для украшения людей, обрабатываются, шлифуются, полируются людьми; металлы, созданные для важных нужд 'Нашей жизни, нужно до­бывать, расплавлять, очищать, различным образом отливать и ковать. Без этого от них меньше пользы, чем от земляной грязи. Из растений мы име­ем пищу, питье, лекарства, однако таким образом, что травы и хлеба нужно сеять, окапывать, косить, молотить, молоть, толочь, а деревья необходимо сажать, подрезывать, обкладывать навозом, снимать с них плоды, сушить и пр., но еще более их нужно обрабатывать самыми разнообразными способами, если что-либо из них должно быть использовано на лекарства или на постройку. Казалось бы, что животные, которые одарены жизнью и движением, должны сами по себе быть на все способны. Однако, если мы желаем пользоваться их работой, ради которой они нам даны, мы должны предварительно их упражнять в ней. Вот примерно: конь от при­роды пригоден для военного дела, вол — для упряжки, осел — для ноше­ния тяжестей, собака — для охраны и охоты, сокол и ястреб — для ловли птиц и пр. И все же, если каждое из этих животных мы не приучим к свойст­венному им делу упражнением, то пользы от них будет мало.

2. На примере 4. Человек со стороны тела создан для труда. Но мы

самого человека видим что вместе с ним рождается только способ-

по отношению к его человека нужно постепенно учить

телесной стороне. J

н сидеть, и стоять, и ходить, и двигать руками для

работы. Итак, откуда же у нашего духа было бы преимущество, чтобы без предварительной подготовки он сделался бы совершенным благодаря са­мому себе и через себя? Потому, что для всех созданий существует закон брать начало из ничего и постепенно возвышаться как в отношении сущности, так и в отношении действия. Ведь и относительно ангелов, по совершенству особенно близких к богу, известно, что они знают не все, но постепенно совершенствуются, познавая дивную божию премудрость, как мы это указали несколько раньше.

3 И так как даже 5- Ясно также, что для человека уже до грехопаде- до грехопадения пня в раю была открыта школа, в которой он человек должен был постепенно мог бы совершенствоваться. Правда,

упражняться, то первозданных людей, как только они были пропз-

тем более это нужно

теперь — после ведены на свет, не было недостатка... ни в даре

испорченности. слова, ни в способности рассуждать. Однако из

беседы Евы со змием очевидно, что им не хватало

знания вещей, которое приобретается из опыта. Если бы у нее был большой опыт, она так просто не вступила бы с ним в разговор, так как знала бы, что это животное речью не обладает и, следовательно, здесь кроется обман. Теперь же в состоянии испорченности тем более необхо­димо учиться, чтобы приобрести знания. Ведь действительно мы приносим с собою в мир чистый ум, точно гладкую доску, не умея что-либо делать, говорить и понимать, и все это нужно приобретать с основания. И мы действительно добиваемся теперь этого с гораздо большим трудом, чем это должно было быть в состоянии совершенства, так как и вещи для нас затемнены, и языки смешаны. Тому, кто в интересах науки хотел бы использовать различные источники на живых или мертвых языках, вместо одного языка нужно изучать их уже несколько; мало того, и родные языки стали более запутанными, и ничто (из знаний) нам не врождено.

4 И потоми что **• Имеются примеры того, как некоторые люди, примеры показывают, похищенные в детстве дикими животными и вы- что человек без росшие среди них, знали нисколько не больше

воспитания становится зверей. Мало того, по речи, движениям рук п ног не чем иным, „

как только зверей они пичем не отличались от зверей, если только

снова через некоторое время не попадали в среду

людей. Приведу несколько примеров. Приблизительно в 1540 г. в одном из гессенских сел, расположенном среди лесов, случилось, что, по небреж­ности родителей, пропал трехлетний мальчик. Несколько лет спустя крестья­не заметили, что среди волков находится какое-то животное, по виду не схожее с,ними: четвероногое, а лицом похожее на человека. Когда об этом распространились слухи, начальник этой местности приказал поймать его живым. Животное было поймано, приведено к нему, а затем и к ландграфу Касссльскому. Когда его привели во двор князя, животное вырвалось, убежало и спряталось под скамьей, сердито выгля­дывая оттуда и издавая отвратительный вой. Князь распорядился оста-

вить его среди людей. После этого зверь начал понемногу становиться ручным, затем подниматься на задние ноги и ходить на двух ногах и, на­конец, разумно говорить и становиться человеком. И тогда он, насколько мог припомнить, рассказал, что был похищен волками и вскормлен ими, а затем вместе с ними обыкновенно выходил на добычу. Описывает эту историю М. Дрессер в книге о новом и древнем воспитании. О том же упоминает и Камерарий («Горы», т. I, гл. 75), присоединяя к этой истории и другую, весьма похожую. А. Гуларций (в «Чудесах нашего века») пишет, что в 1563 г. во Франции несколько знатных людей, выйдя на охоту и убив двенадцать волков, одновременно поймали в сети маль­чика приблизительно семи лет, голого, с желтой кожей и вьющимися полосами. Когти у него были загнуты, точно у орла. Говорить он не умел, а только издавал какое-то нечленораздельное мычание. Когда его отвели в замок, то с трудом наложили на него оковы, — до того он был озверелым. Но изнуренный несколькими днями голода, он стал кротким, а на седьмой месяц заговорил. Его водили напоказ по городам с немалой прибылью для хозяев. Наконец, какая-то бедная женщина признала в нем своего сына. Итак, верно то, что сказано в сочинениях Платона (кн. 6, «О за­конах»): «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспиты­вать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля».

, „ „ „„„„ 7. Вот что следует сказать вообще о том, что

/. о воспитании

нуждаются и тупые образование необходимо всем. Если бы теперь, мы

и даровитые. обозрели различные качества людей, то мы на-

шли бы то же самое. Ведь кто усомнился бы в том,

что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от при­родной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полез­ным, займется бесполезным, пустым и пагубным.

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалы­вания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреж­дая и разрывая Отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижной ум, лишенный серьезной работы, будет вообще напол­няться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

2 Богатые ^' ^ем являются богатые без мудрости, как не от- II бедные. кормленными отрубями свиньями, чем оказывают-

ся бедные без разумения вещей, если не ослами,

осужденными носить тяжести? Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай, или, как сказал кто-то, золотые ножны, в которые вложен свинцовый меч?

9. Что касается тех, кто когда-либо должен управ-

3 Начальствующие лять другими, — царей, князей, магистратов, пасты- и подчиненные. рей церкви и ученых, — то им прежде всего необхо-

димо проникнуться мудростью, так же как проводнику нужно иметь глаза, переводчику—язык, трубе — звук, мечу — острие. Равным образом нужно просвещать и подчиненных, чтобы они умели разумно повиноваться муд­рым правилам не по принуждению, не по ослиной покорности, а добро­вольно, из любви к порядку. Ведь разумным творением нужно управлять не с помощью криков, тюрьмы, палок, но опираясь на разум. Если это происходит иначе, то бесчестие подчиненных падает и на бога, который одинаково вложил свой образ и в них, и человеческие дела будут полны насилиями и беспорядками, как это и есть теперь.

се 10. Итак, пусть будет установлено: всем, рождеш-

без исключения. ным людьми, безусловно, необходимо воспитание

для того, чтобы они были людьми, а не дикими

животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый Настолько превосходит других, насколь­ко он более других упражняется. Итак, эту главу мы заключим словами Премудрого: «Презирающий мудрость и наставление несчастен, и суетна надежда его (именно достигнуть своей цели), и труды его бесплодны, и дела его бесполезны» (Премудр., III, 12).

Глава VII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: