Семена не есть еще 1. Семена знания, нравственности, благочестия дает, плод. как мы ВИдели, природа, но она не дает самого
знания, добродетели, благочестия. Это приобрета-
ется с помощью молитвы, учения, деятельности. Весьма удачно поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать.
Человеку врождено 2' Если мы бУДем рассматривать истинное знание, предрасположение то богу свойственно знать все без начала, без пре-
к знанию, но не успевания, без конца — одним простым проникнове-
самое знание. нием. Человеку и ангелу этого дать было нельзя,
как нельзя было дать и бесконечности и вечности, т. е. свойства божества. Ангелам и людям достаточно преимущества в том, что они обладают остротой ума, которым могут постигать дела божий и таким образом накапливать сокровищницу знания. Поэтому об ангелах известно, что они также учатся, созерцая (I Петр., I, 12; Эфес., III, 10; I Царств., XXII, 20; Иова, I, 6), и их знание так же, как и наше, есть опытное.
|
|
3. Итак, пусть никто не думает, что истинным чело-
Чтобы чеЛов^к^0д™0Н веком можно стать, не научившись действовать, как получить 'образование, человек, т. е. не получивши наставления в том, что что доказывается: делает его человеком. Это ясно на примере всех со-
/. На примере ^ зданий, которые хотя и предназначены быть полез-
прочих творении. ными человеку, но становятся таковыми, только
будучи приспособленными для этого рукой человека. Так, например, камни даны затем, чтобы служить для постройки домов, башен, стен, колонн и пр., но они служат для этой цели лишь в том случае, если они нами наломаны, отесаны,.уложены. Так и жемчужины и драгоценные камни, предназначенные для украшения людей, обрабатываются, шлифуются, полируются людьми; металлы, созданные для важных нужд 'Нашей жизни, нужно добывать, расплавлять, очищать, различным образом отливать и ковать. Без этого от них меньше пользы, чем от земляной грязи. Из растений мы имеем пищу, питье, лекарства, однако таким образом, что травы и хлеба нужно сеять, окапывать, косить, молотить, молоть, толочь, а деревья необходимо сажать, подрезывать, обкладывать навозом, снимать с них плоды, сушить и пр., но еще более их нужно обрабатывать самыми разнообразными способами, если что-либо из них должно быть использовано на лекарства или на постройку. Казалось бы, что животные, которые одарены жизнью и движением, должны сами по себе быть на все способны. Однако, если мы желаем пользоваться их работой, ради которой они нам даны, мы должны предварительно их упражнять в ней. Вот примерно: конь от природы пригоден для военного дела, вол — для упряжки, осел — для ношения тяжестей, собака — для охраны и охоты, сокол и ястреб — для ловли птиц и пр. И все же, если каждое из этих животных мы не приучим к свойственному им делу упражнением, то пользы от них будет мало.
|
|
2. На примере 4. Человек со стороны тела создан для труда. Но мы
самого человека видим что вместе с ним рождается только способ-
по отношению к его человека нужно постепенно учить
телесной стороне. J
н сидеть, и стоять, и ходить, и двигать руками для
работы. Итак, откуда же у нашего духа было бы преимущество, чтобы без предварительной подготовки он сделался бы совершенным благодаря самому себе и через себя? Потому, что для всех созданий существует закон брать начало из ничего и постепенно возвышаться как в отношении сущности, так и в отношении действия. Ведь и относительно ангелов, по совершенству особенно близких к богу, известно, что они знают не все, но постепенно совершенствуются, познавая дивную божию премудрость, как мы это указали несколько раньше.
3 И так как даже 5- Ясно также, что для человека уже до грехопаде- до грехопадения пня в раю была открыта школа, в которой он человек должен был постепенно мог бы совершенствоваться. Правда,
упражняться, то первозданных людей, как только они были пропз-
тем более это нужно
теперь — после ведены на свет, не было недостатка... ни в даре
испорченности. слова, ни в способности рассуждать. Однако из
беседы Евы со змием очевидно, что им не хватало
знания вещей, которое приобретается из опыта. Если бы у нее был большой опыт, она так просто не вступила бы с ним в разговор, так как знала бы, что это животное речью не обладает и, следовательно, здесь кроется обман. Теперь же в состоянии испорченности тем более необходимо учиться, чтобы приобрести знания. Ведь действительно мы приносим с собою в мир чистый ум, точно гладкую доску, не умея что-либо делать, говорить и понимать, и все это нужно приобретать с основания. И мы действительно добиваемся теперь этого с гораздо большим трудом, чем это должно было быть в состоянии совершенства, так как и вещи для нас затемнены, и языки смешаны. Тому, кто в интересах науки хотел бы использовать различные источники на живых или мертвых языках, вместо одного языка нужно изучать их уже несколько; мало того, и родные языки стали более запутанными, и ничто (из знаний) нам не врождено.
4 И потоми что **• Имеются примеры того, как некоторые люди, примеры показывают, похищенные в детстве дикими животными и вы- что человек без росшие среди них, знали нисколько не больше
воспитания становится зверей. Мало того, по речи, движениям рук п ног не чем иным, „
как только зверей они пичем не отличались от зверей, если только
снова через некоторое время не попадали в среду
людей. Приведу несколько примеров. Приблизительно в 1540 г. в одном из гессенских сел, расположенном среди лесов, случилось, что, по небрежности родителей, пропал трехлетний мальчик. Несколько лет спустя крестьяне заметили, что среди волков находится какое-то животное, по виду не схожее с,ними: четвероногое, а лицом похожее на человека. Когда об этом распространились слухи, начальник этой местности приказал поймать его живым. Животное было поймано, приведено к нему, а затем и к ландграфу Касссльскому. Когда его привели во двор князя, животное вырвалось, убежало и спряталось под скамьей, сердито выглядывая оттуда и издавая отвратительный вой. Князь распорядился оста-
вить его среди людей. После этого зверь начал понемногу становиться ручным, затем подниматься на задние ноги и ходить на двух ногах и, наконец, разумно говорить и становиться человеком. И тогда он, насколько мог припомнить, рассказал, что был похищен волками и вскормлен ими, а затем вместе с ними обыкновенно выходил на добычу. Описывает эту историю М. Дрессер в книге о новом и древнем воспитании. О том же упоминает и Камерарий («Горы», т. I, гл. 75), присоединяя к этой истории и другую, весьма похожую. А. Гуларций (в «Чудесах нашего века») пишет, что в 1563 г. во Франции несколько знатных людей, выйдя на охоту и убив двенадцать волков, одновременно поймали в сети мальчика приблизительно семи лет, голого, с желтой кожей и вьющимися полосами. Когти у него были загнуты, точно у орла. Говорить он не умел, а только издавал какое-то нечленораздельное мычание. Когда его отвели в замок, то с трудом наложили на него оковы, — до того он был озверелым. Но изнуренный несколькими днями голода, он стал кротким, а на седьмой месяц заговорил. Его водили напоказ по городам с немалой прибылью для хозяев. Наконец, какая-то бедная женщина признала в нем своего сына. Итак, верно то, что сказано в сочинениях Платона (кн. 6, «О законах»): «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля».
|
|
, „ „ „„„„ 7. Вот что следует сказать вообще о том, что
/. о воспитании
нуждаются и тупые образование необходимо всем. Если бы теперь, мы
и даровитые. обозрели различные качества людей, то мы на-
шли бы то же самое. Ведь кто усомнился бы в том,
что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным.
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая Отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижной ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.
|
|
2 Богатые ^' ^ем являются богатые без мудрости, как не от- II бедные. кормленными отрубями свиньями, чем оказывают-
ся бедные без разумения вещей, если не ослами,
осужденными носить тяжести? Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай, или, как сказал кто-то, золотые ножны, в которые вложен свинцовый меч?
9. Что касается тех, кто когда-либо должен управ-
3 Начальствующие лять другими, — царей, князей, магистратов, пасты- и подчиненные. рей церкви и ученых, — то им прежде всего необхо-
димо проникнуться мудростью, так же как проводнику нужно иметь глаза, переводчику—язык, трубе — звук, мечу — острие. Равным образом нужно просвещать и подчиненных, чтобы они умели разумно повиноваться мудрым правилам не по принуждению, не по ослиной покорности, а добровольно, из любви к порядку. Ведь разумным творением нужно управлять не с помощью криков, тюрьмы, палок, но опираясь на разум. Если это происходит иначе, то бесчестие подчиненных падает и на бога, который одинаково вложил свой образ и в них, и человеческие дела будут полны насилиями и беспорядками, как это и есть теперь.
„ се 10. Итак, пусть будет установлено: всем, рождеш-
без исключения. ным людьми, безусловно, необходимо воспитание
для того, чтобы они были людьми, а не дикими
животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый Настолько превосходит других, насколько он более других упражняется. Итак, эту главу мы заключим словами Премудрого: «Презирающий мудрость и наставление несчастен, и суетна надежда его (именно достигнуть своей цели), и труды его бесплодны, и дела его бесполезны» (Премудр., III, 12).
Глава VII