Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить

Сходство человека с растением.

1. Из сказанного следует, что человек и дерево в этом отношении сходны. Ведь плодоносное дерево (яблоня, груша, смоковница, виноградная лоза)

хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приоб­ретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым. Теперь нужно по­казать, что такого рода прививка должна иметь место в то время, ко­гда растение еще молодое.

2. Что касается человека, то для этого есть шесть

человека^олжно оснований. Во-первых, ненадежность настоящей

начинаться в раннем жизни; с ней придется расстаться, но неизвестно, возрасте: где и когда. Но уход из этой жизни неподготовлен-

/. Вследствие ным — дело настолько серьезное, что его нельзя

ненадежности.,

настоящей жизни. исправить. Настоящая жизнь несомненно дана за-

тем, чтобы человек или приобрел милость божию, или утратил ее навеки. Во чреве матери тело чело­века образуется так, что если при рождении у кого-нибудь недостает ка­кого-либо члена, то, следовательно, человек будет лишен его на всю жизнь. Пока мы живем, душа образуется для познания бога и союза с ним, и если этого кто-нибудь не достигнет при жизни, то после смерти для

ности ранее,

этого не будет уже ни места, ни времени. Ввиду того что здесь идет дело о предмете такой великой важности, нужно очень спешить, чтобы кто-ни­будь не был застигнут врасплох.

2. Чтобы он был 3. Но если даже человеку не угрожала бы неожи-

приготовлен для данная смерть и он был бы уверен в чрезмерной

житейской деятель- продолжительности жизни, все же образование ему

необходимо начинать как можно раньше, так как

живет он не для учения, а для деятельности. Следует поэтому готовиться к делам жизни как можно ранее, чтобы не пришлось нам пресечь образование раньше, чем научимся действовать. Мало того, если бы кто-либо решил посвятить всю жизнь науке, то беско­нечное разнообразие вещей, которые создатель мира предоставил нашему приятному созерцанию, так велико, что если бы кому-либо достался в удел век Нестора, все же у него не было бы недостатка в весьма полезных занятиях. Он находил бы повсюду сокрытые сокровища бо­жественной мудрости и из них добывал бы себе средства для счаст­ливой жизни. Итак, рано нужно раскрывать у человека способности для созерцания вещей, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить.

3 Все всего легче ^. Природа всех рождающихся существ такова, что

образуется в нежном они являются гибкими и всего легче принимают возрасте. форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они

не поддаются формированию. Мягкий воск можно

лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, под­чищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать. Так, если кто желает согнуть из дерева лук, ему нужно взять дерево зеленое и молодое; нельзя согнуть старое, сухое, суковатое дерево. Свежие яйца при насиживании легко согреваются и дают птенцов; от ста­рых яиц напрасно будешь ждать этого. Желая приучить к работе, барыш­ник — коня, пахарь — вола, охотник — собаку и ястреба (как вожак — медведя к пляске, старуха — сороку, ворона, попугая к подражанию человеческому голосу), избирают молодых и юных животных и птиц; если же выберут старых, то их труды пропадут даром. Так же формируется 5. Все это, очевидно, в такой же мере относится и сам человек. и к самому человеку. У него мозг (как мы выше

сказали), воспринимая попадающие в него через

органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью. Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все осталь­ные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр., — должен заниматься этим с юных лет, когда воображение его живое, а пальцы гибки, в против­ном случае он никогда не овладеет своим предметом. Точно так же и кор-

ни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте. Кому нужно сделать большие успехи в изучении философии, тому нужно раскрыть чувства ко всему в первые же годы жизни, пока он может загореться воодушевлением, пока ум быстр, а память крепка. «Постыдное и смешное дело представляет из себя старик, изучающий элементы; юноше нужно учиться, а старику этим пользовать­ся»,— говорит Сенека (Письмо 36).

4 Человеку дано 6- Чтобы человек мог стать образованным челове-

чрезвычайно большое ком, бог даровал ему годы юности, чтобы он, буду- время для роста, чи непригодным для других занятий, проявил бы

и это время (-)ЛЧТЬ прилежание только для образования. Ибо, в самом на другое. деле, копь, вол, слон и другие животные, как бы

громадны они пи были, в течение одного-двух

лет развиваются до настоящего роста; один только человек доходит до настоящего роста едва в двадцать или тридцать лет. Если бы кто-либо полагал, что это происходит случайно или зависит от каких-либо второ­степенных причин, поистине тот выдавал бы свою тупость. Ужели бог, отмерив, как известно, соответствующее время всем остальным тварям, только одному человеку, этому владыке мира, предоставил бесцельную растрату времени? Не проще ли предположить нам, что в этом сделана уступка природе, -чтобы она, медленно действуя, тем легче совершала образование человека? Но она ведь без всяких усилий в несколько месяцев образует гораздо большие тела. Следовательно, мы должны прийти к за­ключению, что по обдуманному плану творец удостоил нас своим благо­волением, дал нам более продолжительное время для роста, чтобы было у нас больше времени для упражнения в науках, чтобы, оставаясь более длительный период неспособными к экономической и политической дея­тельности, мы стали зато более подготовленными для остального времени жизни (даже для вечности).

7. Только то в человеке прочно и устойчиво, что он 5. Только то,

чно воспитывает в себе в юном возрасте. Это ясно из

•что усваивается тех же примеров. Даже разбитый сосуд сохраняет

в раннем возрасте. запах, которым он пропитался при первом употреб-

лении. Дерево как распростерло свои ветви в неж­ном возрасте вверх, вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят. Шерсть так прочно удерживает краску, которой она была первоначально окрашена, что перекрасить ее нельзя. Деревянный обод колеса, затвердев, скорее разлетится на тысячу кусков, чем станет снова прямым. Таким же образом и в человеке первые впечатления настолько устойчивы, что было бы чудом, если бы они изменились. Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы они внушались в юном возрасте согласно с требованиями истинной мудрости.

8. Наконец, дело чрезвычайно опасное, если чело­век не проникает здоровыми для жизни правилами

еще в колыбели. Ибо, как только начина/от деист-неправильное '

воспитание __ дело вовать внешние чувства, человеческий дух ни в коем

весьма опасное. случае не может оставаться в покое и даже не мо-

жст воздержаться, чтобы не занять себя полезными делами, если он не будет запит чем-либо самым пустым и (под влиянием дурных примеров испорченного века) даже вредным. Как мы уже указали, отвыкнуть от усвоенного в раннем возрасте впоследствии будет или невозможно, или чрезвычайно трудно. Мир полон ненормальных явлений, в борьбе с кото­рыми оказываются бессильными и государственные власти, и служители церкви, оттого что до сих нор не прилагается серьезных усилий к прекра­щению первоисточников зла.

Заключение 9. Итак, поскольку каждому близко к сердцу благо

его потомства, а руководителям человеческих дел

в политическом и церковном управлении — благополучие человеческого рода, постольку пусть все своевременно примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезывать, орошать и разумно образовывать небесные рас­тения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благо­честии.

Глава VIII Юношество должно получить образование совместно, и для этого нужны школы

!. Показав, что райские растеньица — христиан-дел» родителей. ское юношество—не могут расти наподобие ле­са, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть,

на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни. Для Авраама это было обычным правилом, как об этом свидетельствует бог: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем господним, творя правду и суд» (Быт., IV 19). Этого же бог требует и от родителей, повелевая следующее: «Внушай слова мои детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, ложась и вставая» (Второз., VI, 7). А через апостола он говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их в учении и наставлении господнем» (Эфес., VI, 4).

На помощь им 2. Однако при многообразии людей и их занятий

однако, даются редко встречаются такие родители, которые мог-

школьные учителя. ди бы сами воспитывать своих детей пли но роду

своей деятельности располагали бы необходимым

для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обла­дающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юноше­ства обыкновенно называют наставниками, учителями, и1кольными учите­лями, профессорами, а самые места, которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными заведениями, аудито­риями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.

3. По свидетельству Иосифа Флавия, первую

Происхождение,,

и распространение ШКОЛУ открыл вскоре после потопа патриарх Сим,

школ. и она впоследствии была названа еврейской шко-

везде, это объясняется:

лой. Кому не известно, что в Халдее, особенно в Вавилоне, было много школ, в которых преподавались как другие науки, так и астро­номия. Впоследствии (во времена Навуходоносора) обучались этой халдейской мудрости Да-ниил и его товарищи (Дан., I, 20) так же, как в Египте обучался Моисей (Деян., VII, 22).

А у израильтян, по повелению божию, по городам возникали школы, называвшиеся синагогами; в них левиты обучали закону. Эти школы суще­ствовали до времен Христа и прославились проповедями^его самого и его апостолов. От египтян заимствовали обычай воздвигать школы греки, и от них римляне, а от римлян этот похвальный обычай распространился по всей Империи, особенно после распространения христианства, благо­даря неусыпным заботам благочестивых князей и епископов. История свидетельствует, чтр Карл Великий при покорении какого-либо язы­ческого народа немедленно назначал туда епископов и учителей и воздви­гал храмы и школы. Его примеру следовали и другие христианские императоры, цари, князья и государственные власти и тем самым умно­жили число школ настолько, что они стали неисчислимыми.

Что школы, наконец, 4. Для всякого христианского государства важно, нужно открывать чтобы этот священный обычай не только удержал-

ся, но и распространился, а именно, чтобы во вся­ком благоустроенном человеческом общежитии (будь то столица, город и деревня) была устроена школа как учебное заведение для совместного воспитания юношества. Ведь этого требуют: '

5. Похвальный порядок вещей. Ведь если глава

ком, кото^ТдТлжно^ "семейства, сам не имея досуга для устройства всего, соблюдать везде. что емУ нужно для хозяйства, приглашает различ-

ных ремесленников, то почему бы не быть такому

же порядку и здесь; когда ему нужна мука, он обращается к мельнику; когда нужно мясо — к- мяснику; когда напитки — к виноторговцу; когда нужна одежда — к портному; когда нужна обувь — к сапожнику; когда нужны здание, плуг, ключ и т. д.— к плотнику, каменщику, кузнецу, слеса­рю и пр. Мало того, для наставления взрослых в религии мы имеем храмы; для разбирательства судебных тяжб, для собраний народа и для его ос­ведомления обо всем необходимом у нас есть судебные места и думы. По­чему же не иметь для юношества школ? Ведь даже свиней и коров кре­стьяне не пасут каждый в отдельности, а держат для этого наемных пастухов, которые и обслуживают одинаково всех, между тем как сами крестьяне получают возможность заняться, не отвлекаясь, остальными своими делами. Это и есть прекраснейшее сбережение труда, когда один делает только одно, не отвлекаясь другими делами; именно таким способом каждый служит с пользою многим, а многие — каждому отдельному лицу.

6. Во-вторых, необходимость. Так как сами роди­тели очень редко обладают надлежащей способ­ностью обучать своих детей и редко имеют для

этого достаточно досуга, то отсюда следует, что должны быть люди, кото­рые бы по своей профессии занимались одним этим делом и чтобы таким образом обслуживались нужды всей общины.

2. Необходимостью.

3. Пользой. 7. Если бы даже и были родители, которые мог-

ли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то

все же более целесообразно обучать юношество вместе в более значительном объединении, так больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других. Ведь совершенно естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и опережать тех, кто следует за ними.

«Радостно резвый уносится конь из открытого стойла. Есть и кого обогнать, есть и погнаться за кем».

Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо пред­писываешь детям, то это слабо к ним прививается; если же ты по­казываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний.

4. Постоянными 8. Наконец, повсюду природа дает нам пример примерами природы. того, что произрастающее в изобилии должно

появляться в одном каком-либо месте. Так, деревья

в огромном количестве растут в лесах, трава — на полях, рыбы плодятся в водах, металлы находятся в недрах земли. И если в лесу растут сосны, кедры или дубы, то обычно они растут в большом количестве; при этом остальные породы деревьев произрастают там не так уже хорошо. Земля, богатая золотом, не содержит в себе в таком же изобилии других метал­лов. Но в еще большей мере эта истина проявляется в нашем теле: в нем каждый отдельный член должен, конечно, получить соответствующую часть принятой пищи; однако нужная для его питания часть поступает не в сыром виде, чтобы он сам ее перерабатывал и усваивал, а в организме имеются определенные части тела, как бы специально предназначенные для этой цели мастерские, чтобы с пользой для всего организма принимать пищу, согревать ее, переваривать и, наконец, в переваренном виде распре­делять питание всем остальным членам. Таким образом, желудок образует сок, печень — кровь, сердце — дух жизни, мозг — душевный дух; все это уже в готовом виде легко распределяется по всем членам и приятно под­держивает жизнь во всем теле. Итак, почему же школы не могут произ­водить света мудрости, очищать его, распространять и распределять по всему организму человеческого объединения, подобно тому как мастер­ские поддерживают и направляют ремесла, храмы — благочестие, судеб­ные места — правосудие?

5. И примерами 9. Наконец, если работа производится разумно, мы

искусства. наблюдаем то же и на" произведениях искусства.

Садовник, например, проходя по лесу и среди

кустарника, натолкнувшись где бы то ни было на годное для посадки растение, не сажает его тут же, но, вырвав, переносит в фруктовый сад и там ухаживает за ним вместе с сотнями других. Таким же образом, занимаясь размножением рыб для питания, человек устраивает садки для них и предоставляет им возможность размножаться там тысячами. И чем больше фруктовый сад, тем лучше обыкновенно растут деревья;

чем больше садок, тем больших размеров рыбы. Поэтому как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьевсады, так для юноше­ствашколы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: