Вопрос. Творчество Ч. Диккенса. Периодизация. Своеобразие каждого этапа

В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

Первый период - 1833-1841 годы. В это время созданы «Очерки Боза», романы «Посмертные записки Пикквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» и некоторые другие произведения. Когда Диккенс писал «Записки Пиквикского клуба» была основана «Лондонская ассоциация рабочих», поставившая перед собой цель бороться за всеобщее избирательное право и демократические реформы. В 1837 году на рабочем митинге в Лондоне были принята первая петиция рабочих в парламент. Безрезультатность борьбы в «конституционных рамках», рост нужды народа и углубление экономического кризиса 1838 – 1839-ого годов активизировали развитие чартизма. Но Диккенс в это время еще горячо и искренне верил в возможности установления социальной справедливости. Он неустанно говорил о настоятельной необходимости облегчить долю бедняков. Писатель по-прежнему был уверен в том, что судьбу народа предстоит решить «разумным и просвещенным» людям сверху.

Второй период - 1842-1848 годы - приходится на годы интенсивного развития рабочего движения в Англии. Лучшие произведения этих лет - «Американские заметки», «Мартин Чезл-вит», «Домбн и сын». В творчестве писателя появляется сатира. В то же время очевидно, что Диккенс пока еще уповает на силу деятельной любви к ближнему, видя в ней единственную возможность исправить современный мир. Одним из наиболее примечательных произведений Диккенса становится «Рождественский гимн в прозе» («Песнь Рождеству»), в которой появляется образ Скруджа, давно ставший нарицательным. Сочетая реальные и сказочные элементы, Диккенс показывает превращение отвратительного бессердечного скряги Скруджа в доброго и любимого всеми человека. Хотя автор и рисует Скруджа как безобразную аномалию, намеренно гиперболизирует отрицательные черты его характера, в целом образ воспринимается как типическое обобщение. Скрудж совершенно одинок, его сторонятся даже нищие и собаки. Но его нисколько не огорчает отсутствие к нему симпатии людей, потому что он их совершенно не замечает. Существование подобного человека, который был олицетворением холода, нисколько не оспаривается Диккенсом, он убеждает своих читателей в том, что Скруджи живут в окружающем мире.

В основной части произведения писатель рисует историю перерождения Скруджа. Таким образом, Диккенс подчеркивает возможность возрождения доброго, гуманного начала в человеке.

Третий период - 1848-1859 годы. В эти годы Диккенс создает наиболее сильные по своему социальному звучанию произведения - романы «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит». Писатель уделяет больше внимания запутанной интриге, осложненному сюжету, тяготеет к необычным и волнующим фабульным и психологическим ситуациям

Четвертый период относится к 60-м годам, т. е. ко времени, когда рабочее движение в стране ослабевает. В этот период Диккенс создает романы «Большие надежды» и «Наш общий друг». В романах 1860-х годов хотя и содержаться еще элементы социального критицизма, заметно, однако, углубление творческого кризиса писателя, мотивы упадка. Писатель постепенно отходит от художественного разрешения коренных вопросов современности. Его все больше привлекает редкое и исключительное, которое изображается за счет типичного, все больше интересует раскрытие психологии героев, при этом такой, в которой выступает отклонение от нормы. Предельного выражения эта тенденция достигает в неоконченном романе «Тайна Эдвина Друда». В целом можно сказать, что произведения Диккенса 60-х годов уже не достигают той художественной силы, которой обладают его книги предыдущих лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: