«Эпический театр» — театральная теория драматурга и режиссёра Бертольта Брехта, оказавшая значительное влияние на развитие мирового драматического театра.
Свою теорию, опирающуюся на традиции западноевропейского «театра представления», Брехт противопоставлял «психологическому» театру («театру переживания»), который связывают обычно с именем К. С. Станиславского, именно для этого театра разработавшего систему работы актёра над ролью.
При этом сам Брехт, как режиссёр, в процессе работы охотно пользовался методами Станиславского и коренное различие видел в принципах взаимоотношений между сценой и зрительным залом, в той «сверхзадаче», ради которой ставится спектакль.
Теорию «эпического театра», предмет которой, по определению самого автора, составляли «взаимоотношения между сценой и зрительным залом», Брехт дорабатывал и уточнял до конца жизни, однако основные принципы, сформулированные во второй половине 30-х годов, оставались неизменными.
Ориентация на разумное, критическое восприятие происходящего на сцене — стремление изменить взаимоотношения между сценой и зрительным залом стало краеугольным камнем теории Брехта, из этой установки логически вытекали и все остальные принципы «эпического театра».
|
|
Бертольт предполагал, что искусство должно быть не изображением реальных традиций театра, а обращением к эмоциям зрителей. Но важно, чтобы человек не чувствовал, а думал, так как главная задача эпического театра заключается в обращении к разуму зрителя, к его рациональному восприятию действительности. В эпическом театре важно воспитывать человека и учить его анализировать ситуацию.
Одним из важных принципов эпического театра является эффект отчуждения – это способ (сумма приемов) показать знакомые вещи с незнакомой и неожиданной стороны. Преодолеть, таким образом, автоматизм и стереотипность восприятия.
Эпический театр использует следующие приемы: заимствование сюжета, минимализм декорации и костюмов и вставка музыкальных номеров, которые выделяют главные идеи постановки.