Театр Б.Брехта и эстетика зрелищных жанров 1910-1920г

Одно из наиболее значительных и ярких явлений немецкой литературы XX века - творчество Брехта. Бертольт Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге в семье фабриканта. Окончив здесь гимназию, он поступил в Мюнхенский ун-т, где изучал медицину и естеств.науки. Вскоре он был мобилизован в армию и направлен санитаром в военный госпиталь. Еще в годы первой мировой войны Брехт проникся отвращением и ненавистью к империалистической военщине и к социальному строю, основанному на эксплуатации, насилии и лжи. Его имя было занесено фашистами в "черный список" лиц, подлежащих уничтожению. Лит. призвание пробудилось у Брехта очень рано.В дальнейшем всепоглощающий интерес к сценическому искусству направил творчество Брехта главным образом по пути драматургических опытов. Появляются его первые пьесы - "Ваал" (1918), "Барабанный бой в ночи" (1919), "В джунглях городов" (1921). Вскоре в Мюнхене, Лейпциге, Берлине состоялись премьеры первых пьес Брехта. Спектакли нередко сопровождались шумными скандалами во время кот применялись тухлые яйца и кошачьи концерты. Имя Брехта становится широко известным в литературных и театральных кругах. В 1922 году писатель был удостоен самой почетной лит премии в Германии - премии имени Клейста. Приблизительно в это время складывается в своих основных очертаниях брехтовская теория "эпического театра". Успех «Трехгрошовой опреы» распространился далеко за пределами Германии и положил начало мировой известности Брехта. В эмиграции в США - это было время его высокой творческой зрелости, когда он создал свои лучшие произведения, - Брехт неизменно занимал непримиримую антифашистскую позицию, разоблачая кровавый террор гитлеровцев Бертольт Брехт скончался в Берлине 14 августа 1956 г. В 1926г. писатель выступает со статьями, в которых уже сформулированы некоторые основы теории "эпического театра". В эти годы немецкий буржуазный театр стал очагом декадентства и выхолощенного эстетства. Сценой завладели ходульная пышность и разнузданная сексуальность которых были рассчитаны на вкусы богатой публики, а экспрессионизм, окончательно исчерпав свой первоначальный революционный порыв, выродился. Основной порок современного буржуазного театра Брехт видит в том, что по самому своему классовому назначению этот театр призван оказывать на трудящегося зрителя наркотическое, усыпляющее действие, внушать ему настроения фаталистической покорности и пассивности, отвлекать его от борьбы и переносить его в мир мечты и обмана, давая ему тем самым иллюзорную компенсацию за бесправие и все унижения, которые он терпит в реальной жизни. Этот театр-дурман должен быть, по мысли Брехта, заменен театром, имеющим противоположные задачи - воспитывать в зрителе классовое сознание, научить понимать и анализировать сложные явления жизни, политически активизировать и направить его социальное поведение по правильному пути, то есть вызвать у него стремление к прогрессивному изменению жизни, внушить ему уверенность в возможности и необходимости переделки природы, переустройства общества, перевоспитания человека на началах разума и справедливости. Брехт различает два вида театра: драматический (или "аристотелевский") и эпический. Драматический стремится покорить эмоции зрителя, чтобы тот испытал катарсис через страх и сострадание, чтобы он всем своим существом отдался происходящему на сцене, сопереживал, волновался, утратив ощущение разницы между театральным действием и подлинной жизнью, и чувствовал бы себя не зрителем спектакля, а лицом, вовлеченным в действительные события. Эпический же театр, напротив, должен апеллировать к разуму и учить, должен, рассказывая зрителю об определенных жизненных ситуациях и проблемах, соблюдать при этом условия, при которых тот сохранял бы контроль над своими чувствами и во всеоружии ясного сознания и критической мысли, не поддаваясь иллюзиям сценического действия, наблюдал бы, думал, определял бы свою принципиальную позицию и принимал решения. Брехт вводит в свою творческую практику "эффект отчуждения". Он рассматривает его как основной способ создания дистанции между зрителем и сценой.Зритель узнает предмет изображения, но в то же время воспринимает его образ как нечто необычное, "отчужденное.Смысл этой техники "эффекта отчуждения", - поясняет Брехт, - заключается в том, чтобы внушить зрителю аналитическую, критическую позицию по отношению к изображаемым событиям".И сторическая драма Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" (1939). Она прозвучала призывом к немецкому народу не обольщаться на выгоды, не связывать себя с гитлеровской кликой узами круговой поруки, узами совместных преступлений и совместной ответственности и расплаты. Анна Фирлинг, по прозвищу "Мамаша Кураж", - маркитантка времен Тридцатилетней войны. Она и ее дети - сыновья Эйлиф и Швейцарец и немая дочь Катрин - с фургоном, груженным ходовыми товарами, отправляются в поход вслед за Вторым финляндским полком, чтобы наживаться на войне, обогащаться среди всеобщего разорения и гибели. Его влачит, низко согнувшись в непосильном напряжении, немощная одинокая старуха, неузнаваемо изменившаяся под тяжестью перенесенных страданий, не разбогатевшая, а, напротив, обнищавшая, заплатившая войне дань жизнью всех своих детей. Они погибли жертвами войны, которая была бы невозможна без участия, поддержки, самоубийственной заинтересованности в ней сотен и тысяч таких, как Кураж. Прочь иллюзии и тщетные надежды, война не для маленьких людей, им она несет не обогащение, а лишь бесконечные страдания и гибель. Мамаша Кураж ничему не научилась, не извлекла уроков из трагической судьбы своей семьи. Она даже не понимает, что сама является виновницей гибели своих детей. Если в шестой картине в порыве горького разочарования она восклицает: "Будь проклята война!" - то уже в следующей картине, находясь на вершине временного делового успеха, она снова уверенной походкой шагает за своим фургоном и поет "Песню о войне - великом кормильце". Детей мамаши Кураж приводят к гибели их положительные задатки, их хорошие человеческие свойства. Эйлиф погибает жертвой своей неутолимой жажды подвигов, своей храбрости. Швейцарец расплачивается жизнью за свою - правда, наивную и недалекую - честность. Катрин, совершив героический подвиг, умирает из-за своей доброты и жертвенной любви к детям. Так логика сценического повествования приводит зрителя к революционному выводу о глубокой порочности и бесчеловечности такого общественного строя, при котором лишь подлость обеспечивает успех и процветание, а добродетели ведут к гибели.

Немецкие экспрессионисты использовали в своих произв-х эротич.и секс-е конфл, кот.были призваны отражать не только лицемерие общественных норм, но и сложности роста, взросления, побега в иную реальность. С послед.связано использование фантастич.элементов. нередки обращения к теме двойничества. «Другая сторона» А.Кубина. в новелле «Описание одной схватки» Кафки образы подсознания(сновидения) становятся явью, действ.лицами, двойниками. Интенсивность изображения, к кот.стремились экспрессионистыдостиг-сь с помощью риторич.нагнетания патетики, технике монтажа, смелой метафорике, нагнетания детали, гротеска, маскам. В живописи- напряж.диалектика цветов.пятен, запутанный лабиринт линий. В экспресс.театре появились лестницы, косые плоскости, ассиметричные возвышения, различ.мех-мы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: