Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) нашли широкое применение в подъемно-транспортных, строительных и дорожных машинах. Термодинамический анализ тепловых двигателей позволяет оценить эффективность их работы (к.п.д., полезная мощность и т.д.). Для проведения такого анализа необходимо построить индикаторную диаграмму цикла работы теплового двигателя, с помощью которой наглядно можно представить процессы, протекающие в ДВС и оценить факторы, влияющие на эффективность его работы.
Согласно определению, среднее индикаторное давление (Па) равно отношению индикаторной работы
газов за цикл к единице рабочего объема цилиндра
, т.е.
= 
Индикаторная мощность
(кВт) двигателя называется работа, совершаемая газами в цилиндре двигателя за единицу времени, т.е.

Где:
– среднее индикаторное давление, Па;
- рабочий объем цилиндра, м3;
– частота вращения коленчатого вала, об/с;
– тактность двигателя;
– число цилиндров
Рабочий объем цилиндра

Где:
– диаметр цилиндра, м;
– ход поршня, м
Если известны степень сжатия
и объем камеры сгорания
, то рабочий объем цилиндра можно определить

Степень сжатия равна отношению объему цилиндра
к объему
камеры сгорания
=
= (
= (
) +1
Эффективная мощность двигателя
– это мощность, снимаемая с коленчатого вала для получения полезной работы. Эффективная мощность меньше индикаторной мощности
на величину мощности
механических потерь

Механические потери в двигатели оцениваются механическим к.п.д.
)
Эффективная мощность
двигателя аналогично индикаторной мощности можно выразить через среднее эффективное давление

Среднее эффективное давление
равно разности между средним индикаторным давлением и средним давлением механических потерь
= 
Индикаторный к.п.д.
и удельный индикаторный расход топлива
являются показателем экономичности рабочего цикла двигателя

Где:
– расход топлива, кг/с;
– низшая теплота сгорания топлива кДж/кг
Эффективный к.п.д.
и удельный эффективный расход топлива
оценивает в целом экономичность работы двигателя.
Эффективный к.п.д.
оценивает степень использования теплоты топлива с учетом всех видов потерь и представляет собой

Другая форма записи

Удельный эффективный расход топлива
(кг/кВт 

Расход воздуха (кг/с), проходящий через двигатель
=2 
Где:
- рабочий объем цилиндра, м3;
– коэффициент наполнения цилиндра;
– частота вращения коленчатого вала, об/с;
– число цилиндров;
- плотность воздуха кг/м3;
–тактность двигателя.






