Эффект творческой энергии

Практикуя умиротворение ума, мы, прежде всего, замечаем, что чувствительный экран забит потоком мыслей, преимущественно в форме слов, словесных ментальных ассоциаций и некого внутреннего разговора, иногда, в сопровождении визуальных образов прошлого или того, что происходит в данный момент вокруг нас. Это обычное состояние чувствительности. Если, в конце концов, мы добиваемся успеха в умиротворении, в уме появляются образы другого рода. Они обладают большим значением, и позволяют нам понимать то, что мы не понимали, или чего не замечали прежде. Так происходит, когда сознательность отделяется от чувствительности. Выше этого подняться очень сложно.

Если человеку удается достичь состояния настоящей тишины, и у него есть нерешенная проблема, решение может спонтанно появиться на экране чувствительности.

Три соответствующих состояния можно изобразить в виде тетрады (Рис. 10).

Автоматические ассоциации и образы следуют по первой стрелке, А, от автоматизма к чувствительности. Пониманию соответствует направление второй стрелки, Б. А третья стрелка, В, отображает спонтанный творческий шаг, который нельзя объяснить с точки зрения всего, что мы знаем, или делаем.

Если чувствительность приведена в состояние, когда она не отягощена ощущениями и ассоциациями с автоматического, подсознательного или несознательного уровней, и когда она не находится под воздействием нашего самосознания и нашего собственного понимания, тогда она способна воспринимать впечатления совсем другого рода, совершенно не похожие на все, исходящее от нас самих. Это похоже на вспышки вдохновения. Дело в том, что они содержат в себе элементы, которых не было в том материале, с которым нам приходилось работать. Именно эти элементы служат связующими звеньями, без которых проблема не могла бы быть решена. Должно было появиться нечто новое, о чем мы не догадывались, да и не могли догадываться.

РИС. 10

ТРИ РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМА

Этот элемент присутствует во всех великих научных открытиях, и то же самое, безусловно, относится к творчеству в области искусства и повседневной жизни. Источником всего этого является Творческая Энергия, Е3, занимающая высшее положение на диаграмме.

Вы можете спросить меня, разве не следует обратить особое внимание на связи в правой части диаграммы, например, между творческой энергией и сознательностью? Видимо, эта связь имеет отношение к уверенности. Даже в самых трудных ситуациях, из которых, казалось бы, выхода быть не может, мы уверены, что он, все же, есть. Впрочем, сюда же следует отнести и уверенность в более обыденном смысле - уверенность, которая поддерживает нас в нашем поиске решений, даже когда ничто не предвещает успеха.

Похоже, что нечто в нас уже связано с той целью, к достижению которой мы стремимся, и до тех пор, пока мы не теряем этой связи, мы не теряем надежды и продолжаем бороться. Другой аспект связи между творчеством и сознательностью заключается в том, что она подает нам некие сигналы и лежит в основе так называемой интуиции, которая руководит нами в непривычных ситуациях. Мы часто говорим, что великие ученые обладают "сверхъестественным" предчувствием того, какой эксперимент необходимо провести для продвижения вперед. В то время, как никакими трудами и стараниями, используя все возможное и разумное, не удается приблизить решение проблемы, эти люди идут на прорыв и ухватываются за ниточку, которую остальные просто никогда бы не заметили. Они обнаруживают недостающее звено в решении проблемы, казалось бы, вопреки справедливости, тогда как другие ученые могут больше знать и уметь, но просто не получили такой возможности. Вы, несомненно, нашли бы много примеров этому, изучая биографии великих людей в любой области творчества. По-видимому, для великих людей характерна более значительная выраженность этой связи.

Для понимания творчества также важна нижняя связь с правой стороны, между сознательной и автоматической энергиями (Е4 и Е6). Эта связь обеспечивает упорядоченную работу, один из непременных элементов успешной деятельности. Считается, что гениальность состоит из девяноста девяти частей пота и одной части вдохновения. Это обеспечивается связью между сознательностью и автоматизмом. Кроме того, таким же образом обеспечивается координация функциональных механизмов и направление их работы к достижению поставленной цели. Ослабление этой связи ставит под угрозу наш контакт с выполняемой задачей. Если эта связь прочно установлена, многих проблем и излишних ценностей можно избежать. Это возможно потому, что сознательная энергия выявляет связи на подсознательном и автоматическом уровнях, которые остаются незамеченными чувствительностью. Мне кажется, что это же применимо и к навыкам, хотя я и не могу сказать точно, как. В отношении этой пятой связи для нас важно то, что должна быть определенная самоуправляемая регуляция автоматизма, которую мы называем дисциплиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: