Теперь мы должны вернуться к диаграмме, и сконцентрировать свое внимание на самой верхней ее точке с пометкой "Творческая". В этой точке влияние проникает с более высокого уровня, чем сознательность и чувствительность. Речь идет о творческой энергии, второй космической энергии, принимающей непосредственное участие в человеческой деятельности, и именно в этом заключается секрет творчества, о котором мы сегодня говорим.
Прежде всего, в случае творческой энергии важно уже то, что она не ограничена рамками сознательности, или, как часто говорят, сверхсознательна. С этой точки зрения, она представляет собой противоположность автоматизма, который, как мы уже говорили, занимает подсознательное положение.
В противном случае, следовало бы считать человеческое творчество загадочным результатом, либо просто случайных комбинаций, либо какого-то сверхчеловеческого воздействия. В то же время, мы допускаем очевидную ошибку, считая творчество сознательным. В связи с этим, я начну с утверждения, что творчество не может быть объяснено с позиции нашего сознательного опыта: даже чрезвычайно интенсивного сознательного опыта, который может быть вызван различными искусственными методами или практиками.
|
|
Второе важнейшее свойство творческой энергии состоит в том, что, будучи универсальной, она связывает нас непосредственно с универсальным (всеобщим) процессом. Другими словами, она позволят нам видеть реальное положение вещей, тогда как другие энергии могут обеспечить лишь косвенное знание, при помощи каналов "центров". Именно это свойство лежит в основе способности видеть "новые пути", что является необходимым условием творчества. Наконец, третья характеристика, почти такая же важная, как и непосредственный контакт, заключается в объединяющем действии творческой энергии, которым всегда сопровождается ее влияние.
Прежде чем идти дальше, я должен сказать еще несколько слов по поводу свойства сверхсознательности, о котором шла речь в начале раздела. Мы привыкли думать, что чем сознательнее опыт, тем больше его интеграционный и творческий потенциал. Я уверен, что, при желании, каждый человек может убедиться в том, что, на самом деле, творческая энергия относится к сверхсознательному уровню деятельности. Причем, это совсем не новая мысль, и, например, психологическое учение Индуизма всегда утверждало, что человек может прийти в контакт с реальностью только в полностью бессознательном состоянии, с точки зрения обычных функций. Такое состояние называется Турийя. В западной традиции мы встречаем выражение "Черный Свет", метафорически отражающее восприятие вне рамок сознательности. Это свет, который воспринимается не как свет.
|
|
Иногда, люди сравнивают это четвертое состояние сознательности со слепящим светом. Например, Платон, в Республике, сравнивает наше обычное состояние с ситуацией людей, прикованных спинами ко входу в пещеру, и наблюдающих за движением теней на противоположной стенке. Вне всяких сомнений, это соответствует тому экрану чувствительности, о котором мы говорили раньше. Сократ говорит, что, если бы кого-нибудь насильно вытащили из пещеры, и вывели бы на солнечный свет, его глаза бы начали болеть, и он бы потребовал вернуть его обратно в полумрак пещеры, потому что этот человек ничего бы не видел при свете солнца. Подразумевается, что творческая энергия представляет собой всего лишь более высокое состояние сознательности, к которому мы просто не привыкли. Может быть, это так, а, может быть, и нет, но в данный момент нам это не так важно, поскольку мы живем на горизонтальной линии между чувствительностью и сознательностью. Причем, как правило, сознательность поглощена чувствительностью, и мы видим лишь образы, движущиеся по стенке пещеры, на которую мы смотрим, то есть, образы нашей чувствительности.
Теперь давайте вернемся к третьему свойству творческой энергии, свойству интеграции. Действуя в человеке, творческая энергия интегрирует его опыт, и разрозненные ранее элементы объединяются. По причине своей сверхсознательности, для нее также характерна непредсказуемость, которой мы каждый раз так поражаемся, встречаясь с творчеством.