Динамический расчет начинают с составления расчетной динамической схемы машины и уравнений движения масс, входящих в эту схему. От реальной машины к расчетной динамической схеме переходят, пренебрегая теми физическими факторами, которые для конкретного расчетного режима имеют несущественное значение.
Выбор той или иной расчетной схемы определяется задачей расчета. В расчетных динамических схемах реальные параметры машин (масса, коэффициенты жесткости, податливости и т.п.), а также внешние нагрузки заменяют приведенными величинами для упрощения расчетных уравнений и соот ношений. Приведение параметров и нагрузок производят на основании равенства общей энергии приведенной системы. Приведение производится либо к поступательному движению, либо к вращательному движению одной из масс механизма.
Критерием достоверности принятой расчетной схемы является опыт, сравнение теоретического расчета с результатами эксперимента.
Приведенные силы определяют из условия равенства их работы сумме работ тех сил, которые они заменяют, т.е.

где
приведенная сила;
проекция действующей на i-e звено силы на направление движения центра масс этого звена;
момент, действующий на i-e звено.
Из этого уравнения находим:
(2.1)
Приведенная масса и приведенный момент инерции определяются из условия равенства кинетической энергии приведенной массы сумме кинетических энергий масс, которые она заменяет. Аналитически это правило выражается уравнениями:


где mпр и
Jпр -приведенная масса и приведенный момент инерции;
и
-линейная и угловая скорости звена приведения; m i uJ i - масса и момент инерции i- го звена механизма;
и
-линейная и угловая скорости i -го звена механизма.
Из этих уравнений находим
(2.2)
(2.3)
Приведение жесткостей выполняется так, чтобы потенциальная энергия приведенной системы равнялась потенциальной энергии реальной упругой системы.
Пусть имеется система из двух валов с жесткостью C1 и С2, соединенных между собой зубчатой передачей(рис. 2.1, a), которую требуется заменить системой с одним упругим элементом, имеющим приведенную жесткость Спр (рис.2.1, b), причем, жесткости следует привести к валу 1.

Рисунок 2.1 - Схема к приведению жесткостей двух валов с зубчатой передачей к жесткости одного вала
Если к валу 1 приложен момент M1, то момент, приложенный к валу 2, M2 = M1.U; в приведенной системе 
В нашем примере: потенциальная энергия реальной системы
П = М1.φ1 /2 + М2. φ 2 /2 = М1(φ 1 + φ 2.U) /2,
где φ1, φ2.- углы закручивания валов под действием приложенных к ним моментов, причем φ1 = M1/C1; φ2 = M2/C2; U - передаточное число зубчатой передачи.
Потенциальная энергия приведенной системы
П = М1. φ пр /2,
где φ пр - угол закручивания приведенной системы.
Приравнивая два выражения потенциальной энергии, получаем
φ пр = φ 1 + φ 2.U. (2.4)
Согласно определению, приведенная жесткость
Cпр= М1/ φ пр = М1/(φ 1 + φ 2.U).
Подставляя в это уравнение значения М1 = φ1.С1 и φ 2 = φ 1C1U/C2,
получаем 1/Cпр = 1/C1 + U2/C2 или Cпр = C1 . C2 / (С1U2 + C2). (2.5)
Основная литература [3, c. 319…325]
Дополнительная литература [10, c. 34…36]
Контрольные вопросы:
1. Сколько масс и какой способ соединения между ними должна содержать расчетная динамическая схема?
2. К какому виду движения одной из масс механизма производится приведение параметров машин и внешних нагрузок?
3. Приведите зависимости для определения приведенных сил, масс, моментов инерции и жесткостей.
Лекция 3