Периодизация и общая характеристика творчества Ч.Диккенса

Творчество Чарлза Диккенса открывает блестя­щую страницу в истории критического реализма в Англии. С его именем связана целая эпоха в развитии английской литературы. Диккенс при­надлежит к тем великим писателям, которые со­ставляют гордость национальной английской культуры.

Чарлз Диккенс родился в семье служащего морского ведом­ства. С раннего детства ему пришлось узнать нужду и жизнен­ные трудности. Семья жила в бедности. За долги отец будущего писателя был посажен в долговую тюрьму. Освободиться помог­ло ему случайно полученное небольшое наследство. С десяти­летнего возраста Чарлз Диккенс начинает зарабатывать деньги, поступив на фабрику ваксы. Образование, полученное им в дет­стве, не было сколько-нибудь систематическим. Работа в кон­торе адвоката, деятельность судебного и парламентского репор­тера способствовали обогащению жизненного опыта будущего писателя. Годы своего тяжелого детства и юности Диккенс опи­сал впоследствии в романах «Давид Копперфильд» и «Крошка Доррит». Мировоззрение и эстетические взгляды Диккенса формиро­вались в 30-е годы. Это был бурный и напряженный период в ис­тории Англии. Борьба за избирательную реформу (1832), вы­ступления чартистов определяли собой накаленную атмосферу тех лет. Диккенс не был сторонником чартистского движения; он не разделял взглядов и программы его участников. Но ему были близки и понятны настроения трудовых масс; его возму­щала существующая несправедливость и тяжелое положение-народа. В творчестве Диккенса нашли выражение его демокра­тические симпатии и протест против социальной несправедливо­сти. Общественный подъем в стране, усиливающееся рабочее движение способствовали расцвету творчества писателя. Рома­ны Диккенса служили делу борьбы, которую вел английский народ против порядков и законов буржуазного общества.

Одним из первых в английской литературе Диккенс показал, как тяжело последствия буржуазной цивилизации сказываются на условиях жизни простых людей. Он раскрыл в своих рома­нах вопиющие противоречия между бедностью и богатством и выступил как «защитник низших, против высших, каратель лжн и лицемерия» (Чернышевский). Пафос творчества Диккенса за­ключается в страстном обличении социальной несправедливо­сти, в утверждении и прославлении красоты, человеческого до­стоинства и трудолюбия простого человека. А. М. Горький пи­сал о Диккенсе: «Диккенс остался для меня писателем, перед которым я почтительно преклоняюсь, этот человек изумительно.постиг труднейшее искусство любви к людям». Вера в челове­ка-труженика, любовь к нему, горячее сочувствие его поло­жению делали романы Диккенса близкими самым широким кру­гам читателей и в Англии, и далеко за ее пределами. Вместе4 с тем в его произведениях отчетливо проявился мо­рализующий характер английского реализма. Писатель верит в возможность преобразования общества мирным путем, путем убеждения и перевоспитания люден, и потому большое внима­ние уделяет в своих романах проблеме воспитания. Утопический идеал Диккенса о возможности мирного и сча­стливого существования людей, далеко отстоящих от своекоры­стного мира буржуазных дельцов, весьма часто предстает в его творчестве (особенно в первые периоды) в форме мелкобуржу­азной идиллии. Однако по мере творческого роста писателя все более глубокой и непримиримой становится критика Диккенса. Все более трезво подходит он к оценке явлений действительно­сти; сильнее, значительнее и глубже становятся обобщения и выводы писателя. В историю мировой литературы Диккенс вошел как блестя­щий юморист и сатирик. В его романах смех становится мо­гучим средством обличения и критики пороков буржуазного строя.

В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода:

Первый период —1833—1841 годы. В это время созданы «Очерки Боза», романы «Посмертные записки Пикквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключе­ния Николаса Никкльби» и некоторые другие произведения.

Второй период —1842—1848 годы — приходится на годы ин­тенсивного развития рабочего движения в Англии. Лучшие про­изведения этих лет — «Американские заметки», «Мартин Чезл-вит», «Домбн и сын».

Третий период —1848—1859 годы. В эти годы Диккенс соз­дает наиболее сильные по своему социальному звучанию про­изведения— романы «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».

Четвертый период относится к 60-м годам, т. е. ко времени, когда рабочее движение в стране ослабевает. В этот период Диккенс создает романы «Большие ожидания» и «Наш общий друг».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: