Своеобразие жанра исторического романа в творчестве В.Скотта. Характеристика «шотландского» и «английского» цикла романов

В истории английской литературы XIX века Валь­тер Скотт занимает особое место. Его творчество, относящееся к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода от романтизма к реализму. В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа с ярко выра­женными чертами реализма.

Постоянное обращение Скотта к историческому прошлому не объясняется только его интересом к истории. Нельзя отрицать, что при всей своей правдивости в изображении различных исто­рических эпох, при всем своем понимании закономерности дви­жения истории Скотт с большой симпатией говорит об уходящей старине.

Велика заслуга Скотта как создателя исторического романа в зарубежной литературе XIX века. В то же время романы Скотта являются важным этапом в развитии жанра социального романа XIX века; они знаменуют новую ступень в его развитии сравнительно с просветительским романом XVIII века.

Обращаясь к истории, В. Скотт всегда очень большое внима­ние уделяет народным движениям; его интересуют судьбы наро­да, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. В. Скотт глубоко осознал историческую роль на­родных движений.

Эти особенности творчества В. Скотта и дают основание гово­рить о нем как о создателе жанра исторического романа.

По своей тематике романы В. Скотта могут быть разделены на несколько групп. Многие романы В. Скотта посвящены 'исто­рическому прошлому его родины — Шотландии. Они составляют группу так.называемых шотландских романов. Сюда относятся: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1817) и некоторые другие.

Ряд романов В. Скотта воспроизводит историческое прошлое Англии: «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенильворт» (1820), «Вудсток» (1826).

В этих романах Скотт охватывает почти всю многовековую историю Шотландии и Англии в её основных моментах, начиная от далекого средневековья («Айвенго») и кончая событиями XVIII века («Роб Рой»). Обращаясь к различным историческим эпохам, писатель на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, постоянное движение истории. Вопреки своим консервативным политическим взглядам, он объективно подходил к изображению событий, доказывал закономерность смены старого новым.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонником конституционной монархии. Объективно Скотт признавал право народа на борьбу против угнетения, но он опасался революционных преобразований, и его пугала идея народовластия.

За свою жизнь Скотт написал 28 романов, несколько повестей и рассказов. Многие его романы посвящены истории Шотландии: это так называемые шотландские романы, среди которых: «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (Waverley, or ’Tis Sixty Years Since, 1814), «Гай Маннеринг» (Guy Mannering, or The Astrologer, 1815), «Антикварий» (The Antiquary, 1816), «Пуритане» (Old Mortality, 1816), «Роб Рой» (Rob Roy, 1818) и др.; историческое прошлое Англии воспроизведено в романах «Айвенго» (Ivanhoe, A Romance, 1820), «Монастырь» (The Monastery, A Romance, 1820), «Аббат» (The Abbot, 1820), «Кенилворт» (Kenilworth, A Romance, 1821), «Вудсток» (Woodstock; or The Cavalier, 1826); в «Квентине Дорварде» (Quentin Durward, 1823) описаны события, происходившие во Франции во время правления Людовика XI.

Условием создания подлинно исторического романа Скотт считал серьезную проблематику и историческую точность. Писатель тщательно и добросовестно изучал исторические памятники, документы, костюмы, обычаи. В. Г.Белинский писал: «Когда мы читаем исторический роман Вальтера Скотта, то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами стран, в которых совершается событие романа, и получаем о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история».

И все же главное в романах Скотта не изображение быта и нравов, а изображение истории в ее движении и развитии. В предисловии к роману «Айвенго» Скотт писал, что для воспроизведения исторического прошлого вовсе не обязательно пользоваться архаизированным языком и делать человеческие чувства примитивными. Он подчеркивал, что романист должен рассматривать историю с позиций человека своего времени. Этой точки зрения Скотт последовательно придерживался в своем творчестве. Проблематика его романов всегда значительна, и о какой бы эпохе он ни писал, он осмысливает ее с точки зрения современности. Каждый из романов Скотта открывает перед читателем целый мир важных исторических событий и больших человеческих чувств. В своем единстве его романы составляют грандиозную панораму жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от конца XII до начала XIX в.

Ключевыми романами шотландского и английского циклов с полным основанием можно считать «Роб Роя» и «Айвенго». В этих двух романах во всем блеске проявилось мастерство Скотта-романиста.

С темой Шотландии связан роман «Роб Рой». Описанные в нем события происходят в начале XVIII в. в горных селениях Шотландии, в торговом городе Глазго, на севере Англии. Писатель вводит нас в обстановку напряженной политической борьбы. Шотландскому народу навязана уния 1707 г., по которой Шотландия была окончательно присоединена к Англии. Феодальная знать еще лелеет мечты о возвращении своей былой власти, о реставрации Стюартов. Зреет заговор, ведется подготовка к якобитскому восстанию 1715 г. (якобиты - сторонники низложенной династии Стюартов). Знатный землевладелец Осбалдистон примыкает к восстанию. В атмосферу политической борьбы и интриг попадает молодой Фрэнк Осбалдистон, приехавший из Англии в поместье к своему дяде.

Главная сюжетная линия романа связана с историей Фрэнка. Однако отнюдь не она представляет основной интерес, а описание жизни и борьбы людей из горных кланов Шотландии. В романе воспроизведены тяжелые условия жизни простых людей, населяющих прекрасную Горную Страну с ее обширными лесами, живописными пещерами, озерами, высокими горами и лощинами. Великолепие природы еще более оттеняет нищету горных селений. В жизнь Горной Страны проникают новые формы торгово-денежных отношений. Рассказывая о жизни шотландцев. Скотт утверждает их право на борьбу с поработителями и угнетателями. Черты народного мстителя он воплощает в образе Роб Роя.

Роб Рой - реально существовавший вожак шотландских горцев. Он был гуртовщиком, которого разорили, лишили земли и дома. Роб Рой ушел в горы и возглавил отряд таких же, как и он, обездоленных горцев. Скотт не стремился к воспроизведению всех подробностей, связанных с жизнью Роб Роя; он передал основное - дух горной шотландской вольницы, воплощенный в образе великодушного и отважного народного мстителя, память о котором, как «о шотландском Робине Гуде грозе богатых, друге бедняков», навсегда сохранилась в сердцах его соотечественников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: