Возникновение и особенности ораторского искусства в Древней Греции

Истоки публицистического творчества уходят в глубь тысячелетий, в пору, когда формировалось универсальное средство социального общения и управления - речь, слово. По убедительной гипотезе Ф. Энгельса, речь образовалась как средство координации совместной деятельности. “Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности… Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу”.

Уже на ранних стадиях формирования культуры умелое владение речью трактовалось как социальная ценность. Данную мысль подчеркнул К. Маркс в конспекте книги Л. Моргана “Древнее общество”: “На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойства человека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера”.

В трудах философов и ораторов античности и средневековья постоянно звучит преклонение перед чудом слова. Аристотель (384-322 до н.э.) говорит об этом неоднократно: “Природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем только один человек из всех живых существ одарён речью.… Это свойство людей отличает их от остальных живых существ”. Антагонист Аристотеля и глава афинской ораторской школы Исократ (436-338 до н.э.) в данном вопросе вполне солидарен с основателем Ликея:

Но то, что мы обладаем врождённым даром убеждать друг друга и разъяснять всё, что мы захотим, не только позволило нам отбросить образ жизни животных, но и дало возможность основывать, соединяясь вместе, города, издавать законы, изобретать ремёсла и искусства, да и вообще почти всё, что выдумано и изобретено нами, имеет в качестве созидательной первоосновы человеческую речь.

Уже Исократ, ученик софиста Горгия, в развёрнутой речи “против софистов” утверждает, что не только владение словом, сколько знание дела - условие подлинного красноречия: «Речи не могут быть составленными хорошо, если они не соответствуют обстоятельствам, не приспособлены к теме и не отличаются новизной.»

Сократ: “красноречие, по моему мнению, - это признак одной из частей государственного искусства”.

Через духовную жизнь античности прошло очень важное противопоставление оратор-ритор.

Оратор - общественный деятель, государственный муж, владеющий красноречием как средством политической деятельности.

Ритор - знаток теории красноречия, правил речевого мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: