double arrow

Античный оратор и аудитория. Злободневность ораторской речи. Элементы публицистики в древнегреческой риторике


Греция является родиной искусства убеждения - риторики. Аристотель в известном трактате «Риторика» отмечает, что повлиять на людей или убедить в чем-то возможно только в случае их благосклонности или симпатии к себе. Поэтому важнейшей категорией у древнегреческого мыслителя становится этос - отношение публики к оратору. Так, блестящий римский оратор, мыслитель и политический деятель Цицерон указывал на необходимость внимательно изучать и учитывать интересы, вкусы и желания публики. Главная задача оратора, по его мнению, состояла в том, чтобы эстетически воздействовать на народ, уметь влиять на поведение и волю человека, убеждать его и призывать к активной деятельности. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство.

Для этого, говорит Цицерон, должны опираться на три вещи: надо доказать, что правда то, что мы защищаем; нам нужно сделать сообщниками тех, кто сначала к нам не прислушался; направить их чувства туда, куда потребовать дело.




Цицерон определяет два источника доказательств: первым источником считались документы, связанные с самой правдою. Это могли быть акты, договоры, соглашения. вторым источником – была личность оратора.

Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть слушателей, должна волновать его больше, чем кого-либо из присутствующих. Каждый шаг оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть и гнев на противника и отвлекать их от себя и подсудного, так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады. Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает приверженность слушателей. Чаще оратор использует смех тогда когда подвергается нападению противника.

В школе Исократа изначально отсутствовал снобистский дух специального философского обучения. Ведь чтобы убедить слуша­телей и иметь у них успех, нужно говорить на доступном им языке, ориентироваться на их психологию и восприятие мира, использовать укоренившиеся стереотипы, манипулировать общеизвестными фак­тами.

В условиях ограниченного пространства древнегреческого полиса выступления ораторов в моменты важных политических и военных событий имели решающее значение: они достигали самого удаленного места города, влияли на умы и сердца каждого гражданина. В мирное время элементы публицистических произведений благодаря усилиям философов, логографов, учителей занимали значительную нишу социально-политической, культурной и научной жизни древнегреческого социума.
Примеры ораторского мастерства несли не только общественно-полезную нагрузку, а и были предметом эстетического наслаждения, некоторым видом культурного отдыха, интеллектуального соревнования.



Философы Древней Греции, ища всеобщую гармонию и порядок, стремились найти в риторике элементы «логоса», использовали речевые конструкции для логических построений своих рассуждений. Они считали ораторское искусство не только орудием влияния на людей, а некоторым видом «священнодействия», которое под силу только избранным.
Знаменитых ораторов в истории античного мира насчитывается не так уж и много, и это свидетельствует про неординарность и сложность такого мастерства как риторика, про его глубокие корни в системе таких наук как логика, философия, эстетика, этика, психология, социология. Использование риторического мастерства в политике и общественной жизни непременно влечет за собой необходимость разрешения тех проблем, которые имеют в предмете своего познания вышеперечисленные научные дисциплины







Сейчас читают про: