Новелла - это слово обозначает "новость", и жанр, им обозначенный, предполагает узнавание чего-то нового, неожиданного.
Разговор о жанре новеллы у Боккаччо рано или поздно возвращается к одном старому мнению по поводу новеллы о любви Федериго дельи Альбериги к монне Джованне, оставшейся богатой вдовой с малолетним сыном (V, 9). Федериго растрачивает все, что у него было на празднества и подарки в честь любимой дамы, так и не завоевав ее признательности. У него остается единственная драгоценность - его прекрасный сокол. Этого сокола очень полюбил сын Джованны, который решается попросить его, лишь когда опасно заболевает. Мать, исполняя желание больного сына, вместе с подругой отправляется к Федериго, застав его врасплох, ибо в своей теперешней нищете ему нечем их даже угостить. Сокол - последний знак благополучия и достоинства (символ дворянского быта, чести), но служанке приказано посадить его на вертел. После поданного на стол угощения, дама решается высказать свою запоздалую просьбу. Услышав о содеянном Федериго, Джованна "на первых порах упрекнула его за то, что он заколол такого сокола, чтобы угостить им женщину, а затем стала восхвалять про себя его великодушие, которое не в силах была умалить бедность".
|
|
Сокола не вернуть, как не помочь больному ребенку, который умирает. Однако то, что не смогли сделать подарки и празднества, совершил сокол - дама полюбила великодушного поклонника и спустя приличествующее время вышла за него замуж, принеся немалое приданое. Так драматически обоснована благополучная развязка.
У каждой новеллы должен быть свой сокол, то есть та деталь, благодаря которой будет замкнуто действие. Сокол - хороший метафорический образ жанра новеллы, но, как и всякая метафора, он противится буквальному прочтению. Далеко не везде есть столь отчетливая сюжетная подробность. Иногда ее роль выполняет просто остроумная и вовремя сказанная фраза, позволяющая как бы единым взглядом заново охватить все сюжетное пространство, предстающее в новом свете.
В некоторых новеллах обилие эпизодов выводит их на другой жанровый уровень: они становятся как бы "зародышем романа" [5] или беглым изложением романного сценария. Но даже в них сюжет возвращается к своему истоку, восстанавливает прерванное течение. В качестве примера приведем новеллу об Алатиэль (II, 7), состоящую из множества эпизодов, но в то же время формально замкнутую в полном соответствии с законом жанра:
"Султан Вавилонии отправляет свою дочь в замужество к королю дель Гарбо; вследствие разных случайностей она в течение четырех лет попадает в разных местах в руки к девяти мужчинам; наконец, возвращенная к отцу как девственница, отправляется, как и прежде намеревалась, в жены к королю дель Гарбо". Из этого случая якобы и родилась поговорка "Уста от поцелуя не умаляются, а как месяц обновляются" (пер. Н.Любимова). Эту фразу можно считать в данном случае жанровым аргументом, "соколом", приведшем новеллу к благополучно замкнутому финалу.
|
|
"Сокол" у Боккаччо взлетает там, где средневековые повествовательные формы - притча, пример, фабльо, новелла, - предполагали мораль. Боккаччо обходится без морали, сделав формой своего сюжетного завершения прием устного жанра и сохранив его при создании новой литературной формы - ренессансной новеллы.
Новелла Боккаччо передает звучание живой речи, которая становится предметом изображения литературного, письменного слова. Предваряя роман нового времени, Боккаччо в пределах малой повествовательной формы открывает романность - художественное качество, которое М.М.Бахтин связал с изображением говорящего человека [6]. В жанре Боккаччо говорящий человек прежде всего предстает как человек рассказывающий. Мы не только слушаем рассказ, но присутствуем при самом моменте рассказывания, видим, как это делается, имеем возможность следить за обсуждением рассказанного. Умение рассказывать несколько раз выносится на обсуждение и даже выходит за пределы "рамы", становясь сюжетом очередного рассказа -об умении рассказывать.
Новая речевая природа жанра новеллы обещана Боккаччо уже в названии книги, откликающемся на людскую молву ("...прозываемая принц Галеотто..."). Затем Боккаччо еще несколько раз вступает в спор, объясняется с читателями. Он тоже находится внутри сюжета, сам поддерживает диалог.
Боккаччо создает повествовательный жанр, в котором выносится на обсуждение современная жизнь во всем разнообразии ситуаций и характеров.