double arrow

ЖАНР НОВЕЛЛЫ

Новелла - это слово обозначает "новость", и жанр, им обозначенный, предполагает узнавание чего-то нового, неожиданного.

Разговор о жанре новеллы у Боккаччо рано или поздно возвращает­ся к одном старому мнению по поводу новеллы о любви Федериго дельи Альбериги к монне Джованне, оставшейся богатой вдовой с малолетним сыном (V, 9). Федериго растрачивает все, что у него было на празднества и подарки в честь любимой дамы, так и не завоевав ее признательности. У него остается единственная драго­ценность - его прекрасный сокол. Этого сокола очень полюбил сын Джованны, который решается попросить его, лишь когда опасно забо­левает. Мать, исполняя желание больного сына, вместе с подругой отправляется к Федериго, застав его врасплох, ибо в своей тепереш­ней нищете ему нечем их даже угостить. Сокол - последний знак благополучия и достоинства (символ дворянского быта, чести), но служанке приказано посадить его на вертел. После поданного на стол угощения, дама решается высказать свою запоздалую просьбу. Услышав о содеянном Федериго, Джованна "на первых порах упрек­нула его за то, что он заколол такого сокола, чтобы угостить им жен­щину, а затем стала восхвалять про себя его великодушие, которое не в силах была умалить бедность".

Сокола не вернуть, как не помочь больному ребенку, который уми­рает. Однако то, что не смогли сделать подарки и празднества, совер­шил сокол - дама полюбила великодушного поклонника и спустя при­личествующее время вышла за него замуж, принеся немалое прида­ное. Так драматически обоснована благополучная развязка.

У каждой новеллы должен быть свой сокол, то есть та деталь, благодаря которой будет замкнуто действие. Сокол - хороший метафорический образ жанра новел­лы, но, как и всякая метафора, он противится буквально­му прочтению. Далеко не везде есть столь отчетливая сюжетная подробность. Иногда ее роль выполняет про­сто остроумная и вовремя сказанная фраза, позволяю­щая как бы единым взглядом заново охватить все сю­жетное пространство, предстающее в новом свете.

В некоторых новеллах обилие эпизодов выводит их на другой жанровый уровень: они становятся как бы "зародышем романа" [5] или беглым изложением роман­ного сценария. Но даже в них сюжет возвращается к своему истоку, восстанавливает прерванное течение. В качестве примера приведем новеллу об Алатиэль (II, 7), состоящую из множества эпизодов, но в то же время формально замкнутую в полном соответствии с законом жанра:

"Султан Вавилонии отправляет свою дочь в замужество к королю дель Гарбо; вследствие разных случайностей она в течение четырех лет попадает в разных местах в руки к девяти мужчинам; наконец, возвращенная к отцу как девственница, отправляется, как и прежде намерева­лась, в жены к королю дель Гарбо". Из этого случая яко­бы и родилась поговорка "Уста от поцелуя не умаляются, а как месяц обновляются" (пер. Н.Любимова). Эту фра­зу можно считать в данном случае жанровым аргумен­том, "соколом", приведшем новеллу к благополучно замк­нутому финалу.

"Сокол" у Боккаччо взлетает там, где средне­вековые повествовательные формы - притча, пример, фабльо, новелла, - предполагали мо­раль. Боккаччо обходится без морали, сделав формой своего сюжетного завершения прием устного жан­ра и сохранив его при создании новой литературной формы - ренессансной новеллы.

Новелла Боккаччо передает звучание живой речи, которая становится предметом изображения литератур­ного, письменного слова. Предваряя роман нового вре­мени, Боккаччо в пределах малой повествовательной формы открывает романность - художественное ка­чество, которое М.М.Бахтин связал с изображением говорящего человека [6]. В жанре Боккаччо говорящий человек прежде всего предстает как человек расска­зывающий. Мы не только слушаем рассказ, но присут­ствуем при самом моменте рассказывания, видим, как это делается, имеем возможность следить за обсужде­нием рассказанного. Умение рассказывать несколько раз выносится на обсуждение и даже выходит за преде­лы "рамы", становясь сюжетом очередного рассказа -об умении рассказывать.

Новая речевая природа жанра новеллы обещана Боккаччо уже в названии книги, откликающемся на людскую молву ("...прозываемая принц Галеотто..."). Затем Боккаччо еще несколько раз вступает в спор, объясняется с читателями. Он тоже находится внутри сюжета, сам поддерживает диалог.

Боккаччо создает повествовательный жанр, в кото­ром выносится на обсуждение современная жизнь во всем разнообразии ситуаций и характеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: