7. Пресс-центр осуществляет возложенные на него функции и задачи как непосредственно, так и с участием информационных служб и структур Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, центральных органов исполнительной власти, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации.
8. Руководитель Пресс-центра назначается и освобождается от занимаемой должности Правительством Российской Федерации и несет ответственность за результаты
деятельности Пресс-центра. Заместители руководителя
Пресс-центра назначаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Пресс-центра.
9. Руководитель Пресс-центра представляет его в отношениях с государственными структурами и иными юридическими лицами и гражданами.
10. Финансирование расходов на содержание Пресс-центра осуществляется за счет ассигнований на содержание
органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации.
|
|
11. Руководитель Пресс-центра пользуется правом распоряжения финансовыми средствами, подписания финансовых документов, приема на работу, увольнения, вынесения взысканий и поощрений работникам, распределения полномочий, издания приказов, распоряжений и инструкций и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12. Пресс-центр Правительства Российской Федерации
и пресс-центр Министерства иностранных дел Российской Федерации в материально-техническом и организационном отношении руководствуются общим планом работы,
утверждаемым Заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации и настоящим Положением»1.
Анализ постановления Правительства РФ о Пресс-центре от 30 августа 1992 года и утвержденного им положения позволяет сделать вывод о том, что данные документы гораздо более глубоко проработаны по сравнению с Положением о пресс-службе Президента Российской Федерации от 20 июля 1992 года, текст которого был приведен выше. Наличие данного обстоятельства свидетельствует о том, что в начале 90-х годов высшие органы, исполнительной власти обладали разными подходами к регулированию
Адрес приведенных двух документов в сети Интернет: https://
govportal.garant.ru: 8081 / SESSION /S L8F AV tir/PILOT /main.html
деятельности пресс-службы (условно их можно обозначить как «креативный» и «нормативный»). В первом
случае документально фиксировались только основные функции, а их детализация отдавалась на откуп конкретном y руководителю, во втором — регулирование деятельности было более детальным, следовательно, проце сс был более защищен от произвола исполнителей.
|
|
Обращает на себя внимание также тот факт, что рассмотренное постановление Правительства Российской Федерации гораздо больше соответствует современным образцам аналогичных документов, регламентирующих деятельность пресс-службы, нежели Распоряжение Б.Н. Ельцина, датированное тем же периодом. Возможно, это связано как с различным подходом конкретных руководителей Президента и Премьер-министра к решению управленческих задач, так и с тем, что над документами трудились разные специалисты, которые ориентировались на свои собственные, отличные друг от друга, представления.
В настоящее время вместо Пресс-центра создан Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ, который, как и в случае с аппаратом Президента РФ, обеспечивает деятельность пресс-секретаря.
Пресс-секретарь Председателя Правительства Российской Федерации — заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации «организует работу структурных подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
♦ информационного обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации;
♦ проведения государственной политики и регулирования в области средств массовой информации, массовых коммуникаций, печати, издательской и полиграфической деятельности;
4- реализации государственной политики по формированию позитивного образа страны за рубежом;
♦ информационного обеспечения проведения зимних
олимпийских игр в 2014 году в России;
♦ организации и обеспечения взаимодействия Председателя Правительства Российской Федерации и
заместителей Председателя Правительства со средствами массовой информации;
♦ координации работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти;
♦ архивирования информационных материалов, касающихся мероприятий с участием Председателя
Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации»1.
Из приведенного перечня следует, что функционал пресс-секретаря Председателя Правительства Российской Федерации охватывает широкий круг направлений деятельности и ориентирован на координацию деятельности пресс-служб других федеральных органов исполнительной власти.
Подходы подразделений Правительства РФ, фактически выполняющих функции пресс-службы, за годы существования независимого российского государства также претерпели существенные изменения, в первую очередь, в сторону большей транспарентности2.
Как отмечает заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным, связям Эдуард Крусткалин, «раньше пресс-служба Правительства РФ в основном рассылала информацию в адрес СМИ, сейчас упор делается на то, что «вывешенная» на сайте информация будет ими сама «разобрана». Безусловно, данный подход обеспечивает большую открытость и при этом никто не
1 Распределение обязанностей в Аппарате Правительства Российской Федерации по координации и контролю деятельности
структурных подразделений. Утверждено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации С.С. Собяниным 29 декабря 2008 года. Адрес публикации в сети Интернет:
https://www.gveiTimentactivity/insiderfgovernrnent/
33f4bd75-e439-4242-f)4.r>8-!W32fde3418b.htm
2 Транспарентность — (от англ. transparency — прозрачность) —одно из основных понятий современной теории информационного общества. В коммерческом смысле — это гласность, общедоступность и открытость информации.
может обвинить пресс-службу в том, что кто-то из СМИ имеет приоритетный доступ к правительственной информации. Тем самым создается основа для равной конкуренции между СМИ или ее видимость».
|
|
Одним из отличительных признаков современной пресс-службы Правительства РФ является то, что в настоящее время в процессе информирования общественности в большей степени задействованы высшие должностные лица Правительства, каждый из которых, в свою очередь, имеет своего собственного пресс-секретаря или пресс-службу.
По сути, Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ — это вершина пирамиды, так как этот "plan координирует деятельность остальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих связи с общественностью. В связи с этим возникает основная проблема в деятельности данного института, кот орая и прежде была актуальной, а именно: осуществление общей информационной политики, а также максимальное использование для этого возможностей каждой структурной единицы системы государственного управления.
Заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» но международным связям Эдуард Крусткалн считает, что подобные попытки предпринимались еще до и во время премьерства В. Черномырдина, хотя оптимальная схема такой работы, на мой взгляд, до сих пор не выстроена. И определенной степени это удалось сделать Администрации Президента РФ, которая довольно эффективно стала мести данную работу уже в начале 2000-х гг.».
Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ в большей степени ориентирован на осуществление стратегической работы и реализацию общегосудартвенных задач в информационном поле, выходящих далеко за рамки традиционной отчетности в виде позитивных откликов в прессе и т.п. При этом стоит добавить, что некоторые информационные продукты деятельности Управления, предназначенные для внешней общественности,
дополнительно согласуются с МИД РФ или другими министерствами и ведомствами в зависимости от профиля и тематической направленности сообщения.
Эксперты отмечают, что после того, как В.В. Путин занял пост Премьер-министра РФ, в работе Департамента пресс-службы и информации Правительства РФ произошли значительные изменения, в частности, кадровый состав и методы работы с журналистским сообществом стали аналогичны тем, которые раньше применялись в Управлении пресс-службы и информации Президента РФ. В связи с этим порядок организации работы с журналистами у первых лиц российского государства стал примерно одинаков. Например, если раньше журналисты входили в зал заседаний Правительства РФ, то теперь сделан отдельный зал для прессы, из которого ее представители могут наблюдать за ходом работы кабинета министров. Естественно, с технической точки зрения данный подход намного удобнее.
|
|
Сейчас существует практика, когда после каждого заседания Правительства докладчики по основному вопросу встречаются с прессой. Раньше этого не было, поэтому возможности получения информации для журналистов намного расширились. Старший вице-президент международной информационной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов отмечает, что «большинство министров в настоящее время более доступны для прессы, чем раньше. Это — целенаправленная политика премьер-министра В.В. Путина».
В целом, одной из основных задач пресс-служб высших органов исполнительной власти является формирование новостных сообщений и размещение их в нужный момент на новостных лентах (Интерфакс, РИА-Новости, ИТАР-ТАСС, западные информагентства). Поэтому их ближайшая целевая аудитория может сводиться к очень ограниченному кругу субъектов (коммуникаторов), которые потом транслируют информацию дальше. То есть, образно выражаясь, пресс-службы, обеспечивающие деятельность руководства страны, формируют «скелет повестки дня», который путем работы СМК обрастает множеством информационных сообщений и превращается в «тело общественной дискуссии».
Подводя итоги, акцентируем внимание на том факте, что с начала 2000-х годов пресс-службы высших органов
исполнительной власти стали более открытыми и прозрачными для внешней общественности и журналистского сообщества. Во многом это связано с развитием новых технологий и возможностей виртуального пространства. К примеру, значительных успехов в этом направлении достигло Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации, которое сделало официальный сайт www.kremlin.ru важным инструментом коммуникации высшего должностного лица государства с внешней аудиторией.
Активное развитие официального сайта позволило расширить охват населения и облегчить работу тем журналистам
которые не были непосредственными участниками конкретных мероприятий. В данном случае справедлив принцип, что «чем больше данных у массового читателя, тем больше возможности подумать, а это всегда — положительный фактор». Необходимо отметить, что при анализе структуры посещаемости сайтов Президента и Правительства РФ пресс-служба может определить, что интересует общественность, какие темы актуальны в большей степени (по количеству просмотров отдельных документов). Данная технология является технической возможностью своего рода «обратной связи».
В то же время одной из актуальных тенденций современного периода развития пресс-служб высших органов Государственной власти является то, что эти подразделении становятся менее заметными в плане самостоятельной личной активности их руководителей или пресс-секретарей. В начале 90-х годов пресс-секретарь Президента РФ являлся публичной фигурой и известным политиком. 1 Сейчас необходимость в таком позиционировании данного должностного лица отпала, так как во главе государства находятся яркие, харизматичные и энергичные политики, и в связи с чем пресс-службе необходимо обеспечивать их публичную деятельность, а не становится одним из независимых центров формирования вектора информационной политики.
Большую роль в этом процессе также играет то, что руководители высших институтов власти, пресс-службы
которых мы рассматриваем в данной главе, понимают, что личное общение и контакты с населением, в том числе и с помощью СМИ, являются важным условием развития и укрепления благосостояния государства и его жителей. Даже во время чрезвычайных ситуаций (военный конфликт в Южной Осетии, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, террористические акты на Северном Кавказе), Президент, Премьер-министр, руководители палат парламента не закрываются от внимания СМИ, а, напротив, усиливают свою медийную активность.
Благодаря этому каждый гражданин России может узнать позицию руководителей страны и почувствовать, что «никто не брошен». Безусловно, в этом велика и заслуга пресс-служб, главы которых сумели найти оптимальную модель взаимодействия с журналистским сообществом и самыми широкими целевыми аудиториями.