Положение

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

1. Управление пресс-службы и информации Президен та Российской Федерации (далее — Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Прези­дента Российской Федерации.

2. Управление в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными иконами, указами и распоряжениями Президента Россий­ской Федерации, Положением об Администрации Прези­дента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также насто­ящим Положением.

Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

3. Основными задачами Управления являются:

— обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики;

Настоящее положение Утверждено Указом Президента Россий­ской Федерации 14 мая 2004 года, № 613 (с изменениями от 21 октября 2008 г.).


— подготовка предложений Президенту Российской Фе­дерации по вопросам государственной информационной
политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента
Российской Федерации в реализации указанных предло­жений;

— предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации,
об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях,
встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;

— оперативное информирование Президента Россий­ской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об
откликах на них в средствах массовой информации;

— организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных
встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента
Российской Федерации, а также других мероприятий с
участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом;

— организация и обеспечение взаимодействия Прези­дента Российской Федерации со средствами массовой ин­
формации.

4. Основными функциями Управления являются:

— координация работы пресс-служб федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также должностных лиц
указанных органов, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации, по освещению ими деятельности Президента Российской Федерации;

— подготовка совместно с Управлением Президента Рос­сийской Федерации по внутренней политике предложе­ний Руководителю Администрации Президента Россий­ской Федерации о взаимодействии со средствами массо­вой информации, об информационной поддержке мероп­риятий, проводимых Администрацией Президента Россий­ской Федерации;

 

—организация пресс-конференций, интервью, других встреч Президента Российской Федерации с представите­лями средств массовой информации;


— приглашение представителей средств массовой ин­
формации для освещения мероприятий с участием главы
государства;

— обеспечение выступлений Президента Российской
Федерации в средствах массовой информации;

— распространение сообщений пресс-службы Прези­дента Российской Федерации для средств массовой инфор­мации;

— организация и проведение брифингов по различным
вопросам деятельности Президента Российской Федерации;

— подготовка для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации обзоров публикаций и сообщений в средствах мас­совой информации, а также справок и аналитических ма­териалов;

— участие в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Фе­дерации;

— участие в подготовке и проведении государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Россий­ской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом в целях их освещения в средствах массовой информации;

— взаимодействие с российскими и иностранными сред­ствами массовой информации, а также с журналистами в
целях объективного и в полном объеме освещения деятельности Президента Российской Федерации;

— формирование через средства массовой информации
объективного общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации;

— подготовка совместно с другими самостоятельнымим подразделениями Администрации Президента Российской
Федерации различных материалов для средств массовой информации о деятельности главы государства и проводи­мой им политике;

— организация и обеспечение Интернет-представитель­ства Президента Российской Федерации и Администрации


Президента Российской Федерации в международной ком­пьютерной сети «Интернет», координация соответствую­щей работы самостоятельных подразделений Администра­ции Президента Российской Федерации;

— организация по поручению Президента Российской Федерации проведения высшими должностными лицами
брифингов и пресс-конференций;

— обеспечение деятельности пресс-секретаря Президента Российской Федерации;

— оказание по поручению пресс-секретаря Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции консультативной помощи самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации;

— мониторинг российских и зарубежных средств массовой информации;

— сбор и анализ в пределах своей компетенции инфор­мации об основных событиях общественно-политического
и социально-экономического характера в целях подготовки
соответствующих докладов Президенту Российской Феде­рации и Руководителю Администрации Президента Рос­сийской Федерации;

— доведение в пределах своей компетенции до сведе­ния федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
и средств массовой информации основных направлений го­сударственной информационной политики, определяемых
Президентом Российской Федерации;

— мониторинг информационного поля в случае возник­новения чрезвычайных ситуаций в стране и подготовка со­ответствующих предложений Президенту Российской Фе­дерации и Руководителю Администрации Президента Рос­сийской Федерации;

— участие в подготовке материалов для ежегодных по­сланий Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации.

5. Управление для осуществления своих задач и функ­ций имеет право:

—запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений



Администрации Президента Российской Федерации, Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, типов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

пользоваться банками данных Администрации Президен та Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для осуществления отдельных работ ученых специалистов, в том числе на договорной основе. Управление при реализации своих функций взаи­модействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федера­ции, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего
'Арбитражного Суда Российской Федерации, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, со Следствен­ным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и средствами массовой информации1.

7. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 21 октября 2008 г. № 1510 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения. Согласно данному изменению Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации при реализации своих функций так­им взаимодействует со Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации. В тексте Положения от 14 мая 2004 подобной формулировки не было.


8. Пресс-секретарь Президента Российской Федерации осуществляет общее руководство деятельностью Управ­ления.

9. Пресс-секретарь Президента Российской Федерации имеет первого заместителя пресс-секретаря Президента
Российской Федерации. По решению пресс-секретаря Президента Российской Федерации на его первого заме­стителя могут быть возложены обязанности по руковод­ству осуществлением отдельных функций Управления.

10. Руководство деятельностью Управления осуществ­ляет начальник Управления пресс-службы и информации
Президента Российской Федерации (далее — начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федера­ции по представлению Руководителя Администрации Пре­зидента Российской Федерации.

11. Начальник Управления имеет заместителей началь­ника Управления.

12. Начальник Управления:

— распределяет должностные обязанности между за­местителями начальника Управления, референтами и на­чальниками департаментов;

— вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с
научно-исследовательскими организациями и специали­стами на проведение работ по вопросам, относящимся к ведению Управления;

— издает распоряжения по вопросам работы Управления.

13. Начальник Управления несет ответственность за вы­полнение задач, возложенных на Управление.

14. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за вы­полнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления, распределени­ем должностных обязанностей.

При сравнительном анализе двух положений также об­ращает на себя внимание тот факт, что в более современном


 


варианте на Управление возлагается такая функция, или «координация работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти...» По сути, подчеркивается действующее положение Пресс-службы во взаимоот­ношениях с соответствующими подразделениями других органов исполнительной власти. В варианте 1992 года по­длинного указания не содержалось.

Также в современном варианте Положения разделяет на функционал начальника Управления и Пресс-секретаря Президента Российской Федерации, чего также не было и в начальном варианте. Естественно, современное определение нормативно-правового и функционально-должностного

статуса Пресс-службы Президента РФ явилось результатом достаточно долгого процесса, на который влияли внешние изменения, происходившие в государстве. Вполне возможно, что нынешний вариант документа также не является окончательным.

За период деятельности Президента РФ В.В. Путина пресс-служба достаточно часто организовывала работу в формах «подходы к прессе» и «встречи для понимания». Но при этом процесс общения первого лица государства с журналистами стал более упорядоченным, например, журналисты уже не могли общаться с Президентом вне специальных мероприятий (во время встречи в аэропорту и т.д.), что достаточно часто случалось при Б.Н. Ельцине. Это нововведение было связано с обеспечением информационной безопасности Президента РФ.

Но в то же время необходимо развеять один из мифов в работе пресс-службы применительно к взаимодействию с журналистами во время проведения пресс-конференций и других мероприятий, предполагающих общение представителей СМИ и должностных лиц в формате «вопрос-ответ». Вопреки устоявшемуся мнению, практики навязыва­ния журналистам готовых формулировок вопросов не существует.

Старший вице-президент международной информаци­онной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов,


знакомый с работой пула кремлевских журналистов, отме­чает, что «в начале 2000-х гг. подобную форму работы пытались ввести, но этот период продлился недолго. В конеч­ном итоге была принята следующая форма работы: перед большими пресс-конференциями журналисты подают спи­сок из 20-30 вопросов, которые они потенциально хотели бы задать Президенту РФ. Из этого списка пресс-служба отбирает необходимое количество тех, которые в наи­большей степени соответствуют специфике текущего по­литического момента и теме мероприятия».

Обозначенный подход имеет ощутимые достоинства, так как помогает осуществлять эффективный мониторинг си­туации за счет анализа направленности вопросов, волну­ющих журналистское сообщество и, следовательно, от­ражающих информационные потребности общества, по­зволяет взглянуть на ситуацию со стороны.

Президент В.В. Путин возродил традицию плановых встреч с журналистами «кремлевского пула», которую сей­час продолжает Президент Д.А. Медведев. Такие встречи проводятся, когда есть для этого значимый повод. Формат данного общения может быть различным: либо это ответы на вопросы, либо формат «разговора для понимания».

В продолжение анализа вопроса о пресс-службах выс­ших государственных органов исполнительной власти не­обходимо обратить внимание на специфику пресс-службы Правительства Российской Федерации, которая была за­ложена уже в момент ее создания.

Далее мы приведем текст постановления Правитель­ства РФ, которое устанавливало и регламентировало де­ятельность Пресс-центра, а также первое положение об этом подразделении. Стоит отметить, что приведенные ниже документы были приняты 30 августа 1992 года и подписаны премьер-министром России Егором Гайдаром. Эти положения достаточно подробно регламентируют ра­боту пресс-службы при том, что до них не было преце­дента создания подобных документов.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 30 августа 1992 г. № 654

«Вопросы Пресс-центра Правительства Российской Федерации»

В целях координации деятельности по распространению официальной информации Правительства Российской Федерации, центральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации постановляет:

- Утвердить прилагаемое Положение о Пресс-центре Правительства Российской Федерации.

возложить на Пресс-центр Правительства Российской Федерации (далее — Пресс-центр) обеспечение оперативного распространения официальных сообщений, разъясне­ний, решений, принимаемых высшими органами государственного управления, другой информации о деятельности Правительства Российской Федерации, а также взаимодействие со средствами массовой информации России, государств-участников СНГ, иностранных государств.

1. Пресс-центру совместно с информационными службами

Администрации Президента Российской Федерации,цетральных органов исполнительной власти, Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации обеспечить скоординированное освещение

деятельности Правительства Российской Федерации в средствах массовой информации.

- Установить численность работников Пресс-центра в количестве 30 единиц (без учета персонала по охране и

обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда в расчете на

квартал в сумме 387,5 тыс. рублей.

Распространить на работников Пресс-центра условия оплаты труда, медицинского и материально-бытового

обслуживания, установленные для соответствующих категорий работников комитетов (ведомств) при Правительстве Российской Федерации.

1. Установить, что Пресс-центр размещается в зданиях по адресам: Старая площадь и Зубовский бульвар, д. 4.

Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской


Федерации, Государственному комитету Российской Фе­дерации по управлению государственным имуществом обес­печить выделение Пресс-центру необходимых помещений.

6. Материально-техническое обеспечение, в том числе выделение множительной, печатной и другой оргтехники, транспорта, медицинское и социально-бытовое обслужи­вание сотрудников Пресс-центра возложить на соответ­ствующие подразделения Администрации Президента Рос­сийской Федерации и Аппарата Правительства Россий­ской Федерации.

7. Предоставить руководителю Пресс-центра право ут­верждать структуру и штатное расписание Пресс-центра в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников.

8. Установить, что Пресс-центр финансируется за счет ассигнований на содержание органов государственного
управления, предусмотренных по республиканскому бюд­жету Российской Федерации.

9. Пресс-центр имеет право финансировать на договор­ной основе научно-исследовательские работы в области
информационной политики начиная с IV квартала 1992 года.

10. Пресс-центру совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о выделении необходимых средств для финансирования программ и проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: