Глава 4. На сегодняшний день наиболее централизованная и вы­строенная структура подразделений по связям с обществен­ностью среди министерств и ведомств Росси

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ1

На сегодняшний день наиболее централизованная и вы­строенная структура подразделений по связям с обществен­ностью среди министерств и ведомств Российской Федера­ции создана в системе МВД.

Пресс-службы в системе Министерства были созданы в 1982 г. приказом Министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова. Именно при этом руководителе система МВД раз­вивалась очень активно, в частности, стали появляться первые фильмы о милиции («Петровка, 38» и другие). Ге­нерал-майор милиции в отставке Владимир Шашков от­мечает, что «только с приходом на должность министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова появились специаль­но созданные подразделения для укрепления связей с об­щественностью. До этого ответственные за прессу сотруд­ники выполняли эти свои обязанности, так сказать, в ка­честве дополнительной нагрузки». В первое время пресс-службы находились в системе политотделов. Начальник УОС МВД России Валерий Грибакин в своем экспертном интервью подчеркивает: «Постепенно пресс-служба стала развиваться из группы сотрудников в отделение, из отде­ления в отдел, из отдела в управление, и на сегодняшний день в данной сфере существует четкая иерархия, выст­роенная как по управленческой горизонтали, так и по уп­равленческой вертикали».

Хотя в настоящее время Управление общественных свя­зей — одно из самых «молодых» подразделений в системе МВД РФ2, информационная работа традиционно являлась

1 Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке материала начальнику УОС МВД России Грибакину В.В.

2 Позже созданы только Департамент собственной безопасности,
Департамент по противодействию экстремизму, Управление организации государственной защиты.


приоритетом Министерства внутренних дел, ко­торое было создано манифестом императора Александра I «Об учреждении министерств» 20 (8) сентября 1802 года. «А уже менee чем через два года после этого момента, а именно 27 (15) января 1804 года, вышел в свет первый номерСанкт-Петербургского журнала» — официального ведомственного издания МВД Российской империи»1. Фактиче­ски, этот момент можно считать началом официального информационного взаимодействия Министерства с пред-гтаиителями общественности.

Стоит подчеркнуть, что решение о создании официальнoro печатного органа было принято министром внут­ренних дел Виктором Павловичем Кочубеем по инициативе его личного секретаря Михаила Михайловича Сперанского, фигуры знаковой для российского конституционал изма, ставшего первым редактором журнала. Он же был автором значительной части публикуемых в журнале статей. С каждым годом становилось всё более очевидным, положительное мнение о полиции среди населения, помогает не только бороться с преступностью, но и благосостояние всего государства.

Важным этапом в развитии системы общественных вза­имодействий Министерства внутренних дел стало созда­ние по инициативе председателя Совета министров П.А. Столыпина так называемого Осведомительного бюро. Данное подразделение было создано 8 сентября 1906 года с целью объективного освещения положения в стране, деятельности администрации и полиции. Учёные отмечают, что Осведомителъное бюро являлось прообразом современных подразделений по связям с общественностью и взаимодейст вию со средствами массовой информации.

«В своих воспоминаниях заместитель министра внут­ренних дел СЕ. Крыжановский пишет, что П.А. Столыпин рассматривал Осведомительное бюро как своеобразное министерство пропаганды и уделял ему большое внимание»2.

Журналисты в погонах / под общ. ред. Овчинникова Н.А. — М., 2 0 0 8 -- С. 7С. 7. Тим же. С. 8.


Осведомительное бюро направляло в редакции газет официальные материалы и сообщения, обязательные для публикации, составляло еженедельные аналитические обзоры отечественной и зарубежной печати для членов правительства, давало информацию о лицах, привлечён­ных к военно-полевому суду, сообщало о гибели и ране­ниях полицейских, жандармов при исполнении ими слу­жебных обязанностей. На сотрудников Бюро, кроме того, возлагалась проверка слухов и сообщений печати. Но глав­ной опорой министерства по-прежнему оставались ведом­ственные издания.

Таким образом, Министерство внутренних дел на про­тяжении всей своей истории стремилось к тому, чтобы сделать работу ведомства более прозрачной. В задачи МВД входило не только осуществление непосредственного вза­имодействия с гражданами в вопросах, составляющих ос­новную компетенцию министерства, но и противодействие преступной деятельности путем передачи информации че­рез СМИ.

Важным фактором является то, что работа со СМИ в Министерстве внутренних дел осуществлялась не только с целью воздействия на внешнюю общественность. Данное направление рассматривалось как важнейший элемент вли­яния и на личный состав, с целью укрепления его мотива­ции, поднятия морально-психологического духа, форми­рования здоровых отношений в коллективе, актуализации чувств патриотизма и профессиональной гордости. При ана­лизе организации данной работы в системе органов власти и управления пример Министерства внутренних дел вы­ступает одним из привлекательных, так как его пресс-служба выполняет самый широкий функционал и не явля­ется исключительно инструментом передачи информаци­онных сообщений в СМИ.

Возвращаясь к моменту возрождения пресс-служб в си­стеме МВД в современный период, отметим, что основной причиной их создания стало то, что, начиная с 60-х гг. XX века престиж милиции в обществе стал падать, что напрямую препятствовало повышению качества работы органов внутренних дел.






Генерал-майор милиции в отставке Владимир Шашков подчёркивает особую значимость данного этапа в развитии системы общественных связей МВД. «В августе 1976 года на имя генерального секретаря СССР была представлена выписка с характерным названием «О неотложных мерах ПО укреплению органов милиции и повышению их авторитета». Содержащиеся в записке предложения Министра МВД СССР в большинстве своём были приняты»1.

Обращает на себя внимание, что уже в то время была очевидна необходимость работы, направленной на укреп­ление взаимодействия подразделений МВД со СМИ, со­здание массовой общесоюзной и территориальных ведомственных газет, которые могли бы говорить с населением

0 самых разных вопросах, касающихся деятельности орга­ном внутренних дел и охраны общественного порядка.

Основной задачей пресс-служб сразу после их создания Пыла организация публикаций в СМИ на правоохранитель­ную тему. В советский период, безусловно, эта работа осу­ществлялась легче, чем на современном этапе, поскольку число СМИ не было таким большим, при этом все они были ориентированы на Центральный Комитет партии. Однако значимость работы первых пресс-служб в органах ииутренних дел заключалась в том, что с их помощью впервые за много десятилетий были «приоткрыты шторы» и системе МВД.

В советский период 90% материалов для публикации сотрудники пресс-службы готовили сами, согласовывая их с руководством МВД, в ЦК и партийных инстанциях, и после этого размещали в газетах. Около 10-15 процентов публикуемых текстов составляли материалы, возник­шие в результате содействия журналистского сообщества.

Изначально кадровый состав пресс-служб МВД форми-

формировался на основе известных журналистов, которые за­кончили МГУ или МГИМО, имели опыт работы в партий­ных органах, в газетах «Правда» или «Известия». Началь­ник УОС МВД РФ Валерий Грибакин отмечает, что

' Журналисты в погонах / под общ. ред. Овчинникова НА. — М., 2008.-- С.25С. 16.


«в настоящее время около 70% тех, кто занимается ин­формационной работой в МВД РФ, составляют офицеры, и около 30% — гражданский персонал».

Советский этап работы пресс-служб МВД характеризо­вался не только публикацией статей в печатных СМИ. Важным направлением их работы уже в то время стало применение технологий «событийной коммуникации», ко­торые были актуальны не только на общесоюзном, но и на республиканском уровне. Важной составляющей этой работы было укрепление контактов с журналистами, осве­щающими милицейскую проблематику. К примеру, «еже­годно после подведения конкурса «Будни зауральской ми­лиции» начальник УВД Курганской области устраивал тор­жественный приём журналистов, на котором победители награждались денежными премиями, а наиболее отличив­шиеся журналисты, редакции газет, опубликовавшие за год наибольшее число материалов на правоохранитель­ную тематику, председатели редакционных советов ГРОВД, наиболее активно сотрудничающие со средствами массо­вой информации, получали почётные грамоты...»1.

Этот и многие другие примеры активной работы с жур­налистами и всеми, кто заинтересован в позитивном осве­щении деятельности МВД, в 80-е годы во многом заложи­ли основу для деятельности Управления общественных свя­зей МВД РФ на современном этапе.

Важным аспектом работы пресс-служб в органах внут­ренних дел является то, что эффективное функциониро­вание этих подразделений, как прямо, так и косвенно, влияет на выполнение основных функций ведомства по охране общественного порядка. В настоящее время, по словам статс-секретарязаместителя Министра ге­нерал-полковника милиции Николая Овчинникова, «при­меняя весь спектр информационных методов и техноло­гий, пресс-службы эффективно помогают другим подраз­делениям МВД России. Любоо мероприятие, любая специ­альная операция должны получить соответствующую оценку

1 Журналисты в погонах / под общ. ред. Овчинникова Н.А. — М., 2008. —С. 25.


со стороны общества, которая основывается на сообщени-нх, сюжетах и публикациях электронных и печатных ■ ■ргдств массовой информации».

Современная структура информационного блока МВД РФ, который представлен Управлением общественных связей (УОС), состоит из следующих частей: Пресс-центр МВД России, управление общественных связей и отдел страте­гического планирования. Эти сферы деятельности четко разделены,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: