Странные истории

Однажды Четвертый чаньский патриарх Даосинь (яп. Досин, 580–651) отправился на горyНютоyшань нанести визит чаньскомyучителюФажyнy. Фажyн достиг такой святости, что его хижину охраняли тигры и волки, а птицы каждый день приносили ему цветы. Даосинь, увидев следы волков и тигров вокруг хижины, испугался и поднял руки. ЧаньскийучительФажyнувидел это и сказал "Вам еще знакомо это чувство страха?" "Что вы имеете в виду?" — спросил в ответ Четвертый патриарх. Фажyн не знал, что ответить. Позже, когда Фажyн пошел в хижину приготовить чай, Даосинь написал на противоположном от него сиденье иероглиф "Фо" (Будда). Фажyнвернулся и уже собирался сесть, как увидел на сиденье иероглиф "Будда". Рассудив, что сидеть на "Будде" неблагочестиво и непочтительно, он так и не присел. Четвертый же патриарх, смеясь, сказал. "Так вам тоже знакомо это чувство страха!" И в то же мгновение Фажyнпробудился и достиг просветления. После этого он уже не видел, чтобы к нему приходили дикие звери охранять его хижину, прилетали птицы, принося ему цветы.

Многих людей, интересующихся дзэн, ставят в тупик подобные истории. И все же следует заметить, что это вовсе не бессмысленные шарады, не игра слов. Хотя самому дзэн и свойственно здоровое чувство юмора, все персонажи поведанных историй говорят совершенно серьезно.

В самом дзэн существует много путей достижения прозрения Космической Реальности, все они делятся на два основных подхода в медитации на пути достижения просветления:

1. Так Приходящего подразумевает вид медитации завещанный самим Буддой.

2. Дзэн патриархов, является видом медитации, завещанным Бодхидхармой(кит.Дамо), первым патриархом (китайского) дзэн-буддизма.

В самом дзэн «Так Приходящего» упор делается на достижение состояния одноточечной направленности сознания посредством концентрации и созерцания. Это тот вид медитации, который обычно и описывается в буддийских сутрах и который иногда именуют "медитацией внутри традиции". В дзэн патриархов упор делается на слияние с пустотой посредством опустошения ума. Обычно этот вид медитации отсутствует в сутрах и поэтому часто именуется "медитацией вне традиции".

В духовной практике дзэн, как в случае с дзэн Так Приходящего, так и с дзэн патриархов, целью является достижение состояния не-сознания (кит.у-синь), что означает сознание, лишенное мысли (у-нянь). Именно состояние не-сознания, отличает медитацию дзэн-буддизма от иных видов буддийской медитации, пришедших из Индии.

Следующее учение о достижении одноточечностисознания — которое передал величайший наставник, сам Будда, — изложено в "Сатипаттханасутте", т.е. "Сутре применения внимательности":

Монахи! Это прямой путь к очищению существ, преодолению печали и скорби, исчезновению боли и отчаяния, достижению истинной цели, а именно — четыре вида применения внимательности (четыре основы осознанности).

Каковы эти четыре вида применения? Здесь, омонахи, сам монах пребывает в созерцании тела как тела, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает в созерцании ума (имеются в виду мысли) как ума, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает созерцающим предметы ума (имеются в виду дхарм-внешние формы) как предметы ума, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру.

В данном учении описана практика созерцания. Четыре знаменитых вида применения внимательности, используемых для достижения высшей духовной цели, включают внимательность по отношению к телу, по отношению к чувствам, по отношению к мыслям и по отношению к внешним объектам (предметам мыслей).

В "Сатипаттханасутте" Будда дальше объясняет, как можно достичь этих четырех видов внимательности:

Как же, омонахи, пребывает монах в созерцании тела как тела? Здесь монах, удалившись в лес или под крону дерева или в пустующую хижину, садится. Скрестив ноги, сохраняя тело прямым и расположив внимательность перед собой, внимательно он вдыхает, внимательно выдыхает. Вдыхая длинным дыханием, он знает: "Я вдыхаю длинным дыханием". Выдыхая коротким дыханием, он знает: "Я выдыхаю коротким дыханием".

Иными словами, в своей медитационной практике подвижник медленно сосредоточивает свое внимание на собственном дыхании. В процессе своего естественного дыхания во время медитации, когда он вдыхает или выдыхает длинными или короткими вдохами и выдохами, он внимателен к тому, что делает. Таким способом он достигает одноточечности сознания (однонаправленного сознания). Точно также мы применяем концентрацию по отношению к другим объектам внимания.

Мы должны поддерживать это состояние внимательности, не только медитируя в своей обычной позе, сидя, но и в процессе жизни, движении, остановки.

Итак, монахи, когда монах идет, он знает: "Я иду"; если он стоит, он знает: "Я стою"; когда он сидит, он знает: "Я сижу"; и когда он ложится, он знает: "Я ложус ь". В каком бы положении ни находилось его тело, он знает, что оно в этом положении.

Когда вы в своей концентрации осознаете свое тело, чувства, ум и объекты ума и проникаетесь пониманием того, что все они, в конечном счете, преходящи и иллюзорны, то достигаете Просветления. Этот тип медитации, преподанный Буддой, многим известен как дзэн Так Приходящего (Татхагаты). Благодаря этому типу медитации вы становитесь абсолютно осознанными в любом своем действии, и ваш ум достигает покоя - Внутренний диалог остановлен).

ПОИСК ИЗНАЧАЛЬНОГО ОБЛИКА В ДЗЭН ПАТРИАРХОВ

Тип медитации, практикуемой в большинстве дзенских монастырей, относится не к дзэн “Так Приходящего”, а к дзэн патриархов, преподанному Первым патриархом Бодхидхармой. Но прежде чем приступить к практике дзэн патриархов, необходимо уметь достичь одноточечности сознания; если этого умения нет, то следует практиковать внимательность при дыхании или на любом другом объекте внимания, как этому учил Будда, а само описание применения внимательности дано выше.

Важнейшим моментом дзэн патриархов является непосредственное обращение к сознанию (иначе "непосредственное высматривание изначального облика объекта созерцания"), что в дзэн-буддизме означает постижение космической реальности без предварительного изучения. Вы выбираете любой вопрос, который вас интересует, вселенскую истину, один из Коанов, создаете его образ и погружаете в подсознание, всматриваясь в него. Высшие высоковибрационные слои мироздания постигаются мыслеформами, а не словами. И когда ваш образ засияет и вас окутает радость и понимание, вы достигнете цели. Либо выбираете внешний объект, погружаетесь в него так глубоко, чтобы смогли увидеть его клеточную структуру, увидеть его обратную сторону в многомерном восприятии. Всматривание в образ, приводит к интуитивным знаниям, а не к логическим.

Если адепт свободен от заблуждений, вызываемых возникающими в сознании мыслей, то он сам и есть неразличимая космическая реальность. Вот почему великий японский наставник дзэн Догэн подчеркивает, что, практикуя дзэн патриархов, вы нестремитесь стать Буддой, ведь вы и есть Будда.

Один из лучших советов, как искать [свой] изначальный облик, иначе — обрести просветление, дал великий наставник дзэн толка Риндзай XIV века ДайтоКокуси (1281–1327) в своем обращении к японскому императору Ханадзоно [1297–1348, правил с 1318 года]:

Все занимающиеся дзэн должны вначале отдаться дзадзэн (сидению в созерцании). Сидя в оцепеневшем или в полуоцепеневшем состоянии, с полузакрытыми глазами, должны узреть свой изначальный облик, бывший еще до рождения отца и матери. Сие означает узреть состояние, бывшее до рождения родителей, до разделения неба и земли, до принятия вами человеческого образа. И то... что именуют изначальным обликом, явится перед вами. Изначальный облик не имеет цвета либо образа, подобно пустынному небу, в чьей прозрачности не угадывается никакого образа.

Изначальный облик имеет множество определений, его обозначают такими словами, как "Абсолют", "Творец", "Высшее Я", "Истинный Будда". "Изначальный облик" — принятое в дзэн-буддизме обозначение просветления. Семнадцать сотен канонов, или те, которым предаются ученики дзэн, служат одному — дать им разглядеть свой изначальный облик.

Но как следует практиковать медитацию дзэн, чтобы узреть изначальный облик? Наставник поясняет:

Каждый раз, как только появляется мысль, гоните ее прочь. Предайтесь тому, чтобы отогнать от себя мысли. Отгонять мысли и означает совершать дзадзэн. Когда мысль подавлена, возникает изначальный облик.

Нелегко отыскать иное наставление, более простое и непосредственное или более действенное. В самом деле, оно столь простое, что многие с трудом ему верят. Немало трудов написано о медитации дзэн, но суть её практики в одном — " держать свое сознание свободным от любых мыслей".

Даже если вы забудете всё остальное, о чем велась речь в данной главе, следуйте в своей практике этому простому правилу. Чтобы его прочитать, не понадобится и минуты, чтобы понять, не потребуется и пяти минут, а вот чтобы выполнить его, возможно, вам не хватит и десяти лет, а возможно, и десяти жизней. Но если вы готовы, то можете исполнить его в один миг.

Суть медитации дзэн состоит в том, чтобы оборвать течение мысли. Собирайте свою внутреннею тишину хотя бы по крупицам, по секундам. Старайтесь находиться в этом состоянии хотя бы на несколько секунд. И если вы будете упорны, то начнут накапливаться минуты, а затем и часы и затем станет абсолютной. Вы будете в глубокой осознанности все бодрствующее состояние днем и в осознанном сновидении ночью, при желании во сне. Так как в процессе приближения к этому моменту, необходимость во сне будет сокращаться. Для каждого свои горы.

Помните, важно не время, проведенное в созерцании, а качество вашей практики. Вы можете просидеть в ней час, и весь час вас будут одолевать различного рода мысли, заботы, переживания, фантазии. А можете просидеть 5 минут, и на протяжении этого времени вас не одолеет ни одна мысль. Результат от этого будет гораздо больше.

Для достижения наилучшего результата в практике необходимо создать фундамент, опору, на которую будет опираться ваше сознание.

1. Сядьте в позу лотоса или полулотоса, (или любую другую для вас удобную) и расслабьте свое тело максимально насколько сможете. Не доводя до состояния вялости, не теряйте внешнюю форму. Найдите свою грань. Сохранилось такое выражение- новички используют медитацию для расслабления, мастера используют расслабление для медитации.

2. После расслабления войдите в состояние счастья и любви. Можете вспомнить счастливый момент в жизни или любимого человека. Ощутите это состояние, после чего откиньте все ассоциации, которые привели к этому ощущению и удерживайте это чувство, увеличивая его. Либо направьте любовь своему телу, каждому участку своего драгоценного организма и побудьте в этом состоянии.

3. И сформировав этот фундамент, дайте себе установку - сейчас для меня самое главное в жизни это мой объект концентрации! И начните созерцать.

В созерцании вы соприкоснётесь с мигом и вы почувствуете, как вневременное может трансформировать ваше восприятие. Но одного лишь ощущения недостаточно, каким бы прекрасным и глубоким оно не было. То что нужно - это устойчивый и постоянный сдвиг сознания. Постоянная осознанность здесь и сейчас. Постоянно быть в осознанном присутствии.

Наверняка вы замечали за собой, что оставаясь наедине-продолжаете разговаривать внутри себя. Собеседником может быть ваш знакомый, которого вы не смогли убедить в недавнем разговоре и теперь подбираете более веские аргументы. В роли собеседника выступаете вы сами. Ведя не прекращающую беседу внутри себя, вы тратите огромное количество энергии впустую, и чем дольше длится монолог, чем более напряженным он становится, тем больше энергии вы тратите. Теряете центрированность- связь с внешним пространством.

Всегда, когда в этом нет необходимости, выдергивайте внимание из прошлого и будущего и сделайте это практикой своей жизни! Будущее представляется нам либо лучше, либо хуже настоящего. Если воображаемое будущее лучше, то оно рождает надежду, приятное ожидание и психологический подъем. Если хуже, то создает тревогу и беспокойство. И то и другое иллюзорно! Истинна- это миг между прошлым и будущем. Именно миг называется жизнь! (хорошие слова из хорошей всем известной песни 90 гг). Через наблюдение в вашу жизнь автоматически будет приходить все больше настоящего.

Освободите свои чувства восприятия из под контроля ума. Ум отделяет нас от настоящего, от жизни. Человек потерял смысл жизни. Смысл жизни- жить жизнью чувств восприятия, свободных от шаблонов ума. Ум постоянно навешивает шаблоны и ярлыки на приходящую в вас информацию. Когда человек садится поесть, он не ест, он начинает беспокоиться о своих делах, проблемах, офисе, о семье или ведёт комментарий по поводу самой еды. Еда не прожевывается. Человек не находится в присутствии! И так по отношению ко всему.

Если вам удастся войти в состояние глубокого осознанного присутствия, выйти из под контроля ума, то вы обнаружите, что уже находитесь на небесах, которые превратились в ад. Мысль нужна тогда, когда она требуется. Нет необходимости в мысли, когда происходит собственный опыт. Страдания лишь от того, что реальность не проживается.

Когда вы в тотальном присутствии не происходит потерь энергии. Вы целостны. Покой порождает движение, движение порождает покой!Если вы сохраняете тишину, внутри идет сильный процесс трансформации. Если вы продолжаете думать и бороться, вы разрушаете процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow