double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Человек - не изолированное существо, он связан с окружающим миром и нуждается в нем


Человек - не изолированное существо, он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Для продолжения себя, своего рода человек нуждается в отношениях с другими людьми. Только таким образом может произойти и происходит его полноценное развитие и становление как личности.

Характер и качество межличностных отношений будет определять личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность / неудовлетворенность жизнью и судьбу - в целом. Результатом неудовлетворенности, дисгармоничности межличностных отношений может стать переживание одиночества. Человек, переживающий одиночество, - это субъект, испытывающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким переживанием, которое способно исказить восприятие окружающего мира и характер социальных действий.

Феномен «одиночества» во все времена волновал мыслителей – философов, социологов, психологов, психиатров, а также писателей и поэтов, занимающихся изучением и описанием существования человека в мире.

В большинстве работ одиночество традиционно рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, И. Ильин, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.).




Наибольшую известность получили психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм,); интеракционистский (Р.Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл ) подходы к пониманию одиночества.

Анализ исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества. Одиночество как социально-психологический феномена описывался К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Старовойтовой, Г.М. Тихоновым и др.; изучением культурно-исторических форм одиночества занимались Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева и др.; психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте изучались И.С. Коном, О.Б. Долгиновой и др.; описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение), имеется в работах О.Н. Кузнецова, В.И. Лебедева, А.У. Хараш).

Как видим, существует достаточно большое количество взглядов и представлений относительно данной проблемы, ее значения для человека и общества. Тем не менее, можно проследить некоторые общие моменты. В одиночестве человека пытаются увидеть некий позитивный смысл (оно способствует развитию личности), другие рассматривают его как клинический феномен, нарушающий внутреннюю гармонию. Но при этом все сходятся в одном: одиночество – неотъемлемый атрибут социокультурного бытия личности.



Одной из проблем при изучении феномена «одиночества» человека является проблема его преодоления, которая также не имеет однозначного решения. Об этом свидетельствует большое количество программ и психогигиенических мероприятий, способствующих снижению и профилактике одиночества.

Данная книга не претендует на всю полноту охвата представлений об одиночестве. Напротив, в ней достаточно подробно рассматривается проблема переживания одиночества, связанная с дисгармонией межличностных отношений.

В книге представлены авторские методики: «Шкала субъективного переживания одиночества» (СПО), «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО). Все методики прошли психометрическую проверку и стандартизацию.

В работе с привлечением эмпирического материала показана взаимосвязь переживания одиночества с особенностями доминирующего состояния субъектов отношений, чувственным тоном в отношениях и субъективным благополучием субъектов отношений. Установлены типы межличностного взаимодействия, характерные для людей с разным уровнем переживания одиночества.

Заключительная часть книги освещает проблему преодоления одиночества. Здесь описываются различные программы и виды тренинговой работы, необходимые для этого. Раскрываются вопросы, связанные с психогигиеной и развитием саногенного потенциала личности.

Книга является обобщением ряда предшествующих работ автора, а также содержит много нового материала.



Выражаю благодарность научному консультанту Леониду Васильевичу Куликову – доктору психологических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, за полезные советы и замечания, которые давались автору на протяжении всей работы по созданию книги.

Очень признателен Бекетовой Елене Витальевне, врачу – неврологу высшей категории четвертого отделения Свердловского областного клинического госпиталя ветеранов войн за организационную поддержку в сборе данных по апробации методики.








Сейчас читают про: