Роман Дж. Оруэлл «1984» и сказка «Скотный двор». Политический и социальный смысл произведений; основные принципы идеологии и способы их художественного выражения

«1984» (1949) - Уинстон Смит, служащий Министерства Правды, боялся двух вещей: своего разоблачения и крыс. Крыс он боялся больше, но вероятность того, что его разоблачат — со всеми вытекающими последствиями, — была слишком высока, чтобы беспокоиться о мерзких голохвостых грызунах. Нет, Уинстон не делал ничего преступного — если под словом «делать» понимать какое-то физическое действие. Не совершал диверсий, не шпионил в пользу Евразии (или Океания сейчас воевала с Востазией?), не насиловал мальчиков и не признавался знакомым в симпатиях к главному Врагу Народа Эммануилу Гольдштейну. Но он всё равно был преступником. Преступником мысли.

Как и любой другой член Внешней Партии, Уинстон практически всё время был на виду. Это значило, что ему приходилось контролировать все свои действия вплоть до мимики и походки. Его — его мысли! — могло выдать даже малейшее неверное выражение глаз. В любую из ночей, в те немногие минуты, когда он мог позволить себе немного расслабиться в темноте, лёжа спиной к монитору, за Уинстоном могли прийти, чтобы забрать его в Министерство Любви. Это означало бы конец всему. И Уинстон очень старался себя контролировать. Особенно при детях, которые, казалось, чувствовали «чужих» инстинктивно. Своих детей у него по счастью не было, однако достойную смену успешно растили соседи. А соседей Уинстон контролировать не мог.

Рано или поздно — он знал! — за ним придут. Рано или поздно это случится, это просто не может не случиться. С этой неизбежностью Уинстон уже давно смирился. Утешало его только одно: хотя власть Партии и распространялась на всех и каждого, она всё же не была безграничной. Партия не могла контролировать мысли. Мысли Уинстона Смита — это всё, что у него было своего в этой жизни, — и их у него никто не мог отобрать. Во всяком случае, Уинстон очень на это надеялся.

1984 – Оруэлл не ставил задачи конкретно изобразить современную действительность – модель государства, напоминающая сталинскую. В основе сюжета – столкновение личности и государства, основанное на ненавести. Приемы – фантосмагория, гротеск, символика. Личность уничтож. духовно.

«1984» - В письме к своему издателю Фреду Уорбургу от 22 окт. 1948 г. Оруэлл сообщил, что первая мысль о романе возникла у него в 1943 г. В записной книжке Оруэлла, заполненной не позже января 1944 г., обнаружен план книги под названием «Последний человек в Европе». Это композиционная схема и идейно-тематический рубрикатор «1984». Там мы находим Новояз, ложную пропаганду, пролов, двойной стандарт мышления, регуляцию сексуальной жизни идеологией, двухминутки ненависти. Партийные лозунги приведены в той форме, как они вошли в опубликованный текст «1984»: «Война — это мир», «Незнание — сила» и др. По плану в книге две части: первая — из 6, вторая — из 3 глав.

«Скотный двор» - изданная в 1945 сатирическая повесть-притча. В повести изображена эволюция состояния животных, изгнавших со скотного двора (первоначально называвшегося ферма «Усадьба») его предыдущего владельца, жестокого мистера Джонса, от безграничной свободы к диктатуре свиньи по кличке Наполеон. В повести Оруэлл показал перерождение революционных принципов и программ, то есть постепенный переход с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре и тоталитаризму. «Скотный двор» — притча, аллегория на револ. 1917 и последующие события в Рос.

Крылатое выражение из повести: «Все животные равны, но некоторые животные равнее других».

Семь заповедей, провозглашённые животными на скотном дворе: Тот, кто ходит на двух ногах — враг. Тот, кто ходит на четырёх ногах или имеет крылья — друг. Животное не носит одежду.

Животное не спит в кровати (позднее добавлено: с простынями). Животное не пьёт спиртного (позднее добавлено: сверх меры). Животное не убьёт другое животное (позднее добавлено: без причины). Все животные равны (позднее добавлено: но некоторые равнее других).

Постепенно, одну за одной, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди кроме одной, седьмой. Однако, и эта заповедь не осталось неизменённой и приняла следующий вид — «Все животные равны, но некоторые животные равнее других»

Конец повести пессимистичен: На «ферме животных» утверждается новая элита — свиньи. Постаревшего рабочего коня, олицетворяющего раб. класс, руковод. свиньи сдают на бойню, а его шкуру пропивают с соседями-капиталистами. Свиньи перестают отлич. от людей, а люди - от свиней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: