Шарль Бодлер

И поэт и личность. Еще ребенком был бунтарем, многое делал наперекор отчиму и другим, это вошло в привычку, эпатировал общественность. Главная работа - сборник «Цветы зла» (1857) вызвала скандал во Франции, даже судебный процесс (оскорбление общественной нравственности). Повод к обвинению – предисловие к сборнику. Цикл «Мятеж» вызвал протест церкви. По Бодлеру зло и добро очень сблизились, цветы – красота зла. Этот цикл – отражение библейских мотивов:

1. Поэма «Каин и Авель» - Бодлер использует опыт Байрона. Каин у Бодлера – бунтарь. Но его больше интересует история Каина в символическом контексте, образ детей – страдают без вины. Итог: Господь глух к молитвам сыновей Каина.

2. В «Литании Сатане» Сатана, как некогда дерзнувший восстать, является для Бодлера защитником.

3. Поэма «Отречение Святого Павла» - тоже бунт, непокорность.

Бодлер рассуждает о роли искусства («Маяки»). Маяки – это некоторые люди искусства (Данте, Шекспир, Мильтон и его современник Гюго). «Лебедь» посвящено Гюго. «Сплин и идеал» (цикл) – тема творчества, романтический аспект. Например «Альбатрос» - поэт как беспомощная птица, которая в панике мечется от рук матросов, пытается взлететь и не может. Стихотворение «Соответствия» - у него занимает особое место, тут эстетические рамки символизма. Бодлер предлагает рассматривать природу как совокупность символов, знаков. Их смысл ведом лишь поэтам, т.е. избранным. И поэт должен донести это до людей обычных. Цикл «Парижские картины» - главное – социальная тематика. Он рисует современный Париж. Очень контрастны: беднота – богатство, больше всего его интересуют социально незащищенные слои (старики, нищие). Тема революции продолжается, но лишается высокой ноты. «Падаль» описывает разложившийся труп животного. Самое удивительное, что такое описание нужно, чтобы ввести в стихотворение тему любви (также будут выглядеть его любимые после смерти).

15. Английская литература 1830-1860хх гг. Общая характеристика

В XVIII веке в Англии возник реалистический роман в основных своих разновидностях. Приходит просветительский реалистический роман.

Расцвет английского реализма – 30-60гг.

Черты английского романа:

1. Диккенсу и Теккерею было, на что опереться. Они продолжали традиции просветительского романа. Таким образом, черта английского романа – опора на просветительские традиции, а отсюда – дидактизм. Считалось, что читателя надо воспитывать, и воспитывать в христианском духе. Романы носят морализаторский характер. Теккерей: «смех хорош, правда лучше, а любовь превыше всего» – любовь христианская. В любом романе Диккенса есть конфликт добра и зла. Для Стендаля было важно понять человека, а для Диккенса и Теккерея важно учить читателя. Они верили в силу смеха и учили с помощью него.

2. Комический, смеховой характер. Бальзак всегда серьезен, смешное у него возникает только как часть жизни, а Диккенс и Теккерей осознают важность смеха. Способность перехода от комического к трагическому, от смешного к серьезному. Ориентируются на традицию кукольных театров.

3. Диккенс, Теккерей, Бронте – все учитывали требования читателей. Стендаль тоже учитывал, но он никогда не изменил бы трагической концовки своего произведения в угоду публике, а англосаксы ориентируются на рынок, они помнят, что им еще семью кормить. Ориентируются на массовый вкус. Отсюда – четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Бальзак же считал, что читатель его поймет, а он сам не должен спускаться до уровня читателя.

Реализм вообще - явление, привязанное к определенным историческим условиям.

Важнейший признак - эмансипация личности, индивидуализм и интерес к человеческой личности. Реализм - это типический характер в типических обстоятельствах при определенной верности детали. Основная черта реализма - социальный анализ.

Именно 19 век ставил проблему индивидуальности личности. Это и послужило основной предпосылкой появления реализма. Он формируется из двух течений: филистерство (классицизм, основанный на подражании природе - рационалистический подход) и романтизм. Реализм заимствовал объективность от классицизма.

Итак, 40-е годы в Англии: общественный подъем. Получили отражение в романе идеи века и состояние общественного движения, нравственные принципы (экономические отношения). В центре - человек. Высокий уровень типизации. Критическое отношение к действительности.

50-60-е годы: время утраченных иллюзий, пришедших на смену большим ожиданиям. Экономический подъем в стране, расширение колониальной экспансии. Характер духовной жизни личности определяется идеями позитивизма. Перенесение законов живой природы на общество - разделений функций личности в социальной сфере. Опора на традиции сентиментального бытового романа с преимущественным развитием обыденного. Ниже уровень типизации, выше психологизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: